Дизайн — кудрявый

pic

Все дизайнеры знают, что это так. Должно быть в дизайне что-то необычайное, не выводимое из теорий и правил. Что-то большее, чем гармоничное сочетание форм и цветов. Что-то избыточное, не объяснимое напрямую требованиями функциональности.

К решению этой задачи подходят по-разному. Собственно, решается она только естественным путём, поэтому смысловая избыточность является скорее признаком хорошего дизайна, чем его основанием. Попытки же «навернуть» дизайн ведут в противоположную сторону, к появлению откровенных излишеств. К счастью, такие попытки наталкиваются на здоровый инстинкт нашего современника, помогающий благополучно не замечать бессмысленных нагромождений привычной эклектики (подобные работы напоминают «Город бессмертных» Борхеса: «Куда ни глянь, коридоры, тупики, окна, до которых не дотянуться, роскошные двери, ведущие в крошечную каморку…»).

По-настоящему привлекают внимание те часто незначительные детали, в которых чувствуется, что дизайнер не строит отвлечённое светлое будущее, а, например, предлагает зрителю поиграть с ним в забавную игру, интересную им обоим. Если игра удалась, приём подхватывают другие дизайнеры, и это тоже интересно, потому что так возникает какое-то новое ответвление визуального языка. Ну, а потом приходят плохие дяди и пускают всё это дело в тираж, который, излишне не обременяя уже уставший глаз потребителя, прямиком отправляется на свалку истории.

Как один из примеров — пожухлые шрифты, мода середины девяностых. Давно осталась в прошлом эстетика разбухших пикселей, умирающих картриджей, задолбанных пишущих машинок, потёртых штампов и замасленных трафаретов эпохи покорения Дикого Запада, а прыгающие буквы с обглоданными краями по-прежнему бодро красуются в рекламе весьма солидных компаний. При этом визуально они, конечно же, могут выглядеть неплохо, но от смыслового вакуума никуда не денешься.

Другой пример — мода на двойные двоеточия в веб-дизайне. Возникнув из естественной и повсеместной игры с клавиатурными символами как элементами графики, они радовали наш глаз примерно с 1998 года. К моменту наступления y2k (вот ещё один пример игры) вроде бы от двоеточий устали, и какое-то время казалось, что мода на них прошла. Но вот недавно довелось увидеть в Рунете целую фантасмагорию двоеточий, в крутизне которой бледнели не только названия собственно разделов сайта, но и все когда-либо существовавшие зарубежные аналоги. Может быть, лучше поставить точку?..

Хотя кто знает… лучше, наверное, многоточие… ведь, как известно, теория суха, а дизайн кудрявый вечно зеленеет.

Ссылки по теме

Сайт, который прямо так и называется.

Добавить комментарий