Фэн-шуй и современный дизайн

pic

Мода на фэн-шуй, повсеместно распространившаяся в западном мире, вероятно, имеет одной из своих причин интуитивный характер этого искусства: каждый человек способен понять, что это такое, хотя бы на простом физиологическом уровне «удобно-неудобно». Более того, чисто умозрительно мы готовы допустить, что везде, где происходит взаимодействие человека и среды, то есть коммуникация в широком смысле, можно использовать принципы фэн-шуй для организации этого взаимодействия. И уж во всяком случае, каждому дизайнеру, который хоть немного знаком с фэн-шуй, хоть раз в жизни приходит желание попробовать применить его в своей работе.

Но как интерпретировать принципы фэн-шуй в такой нетрадиционной сфере, как современный дизайн вообще и веб-дизайн в частности? (Вряд ли с дизайном интерьера дело обстоит намного проще, но возьмём крайний случай).

Скорее всего, современный дизайнер будет думать о фэн-шуй с точки зрения эргономичности. Ведь в своей работе он исходит из принципа удобства среды для потребителя и понимает это удобство как соответствие его (потребителя) прошлому опыту. Фэн-шуй в этом случае видят как накопленный поколениями опыт, выраженный символическим языком и на каком-то трансцендентном уровне соответствующий константам человеческой природы. Однако проблема в этом случае состоит в том, что, во-первых, в систему добавляются явно лишние, внешние по отношению к ней элементы, которые могут усложнить работу и исказить первоначальную идею. Во-вторых же, непонятно, как именно интерпретировать базовые понятия фэн-шуй, не отступая от духа этого учения и не подставляя на его место вымышленную и скорее всего неработоспособную концепцию.

Однако возможен и другой подход, отталкивающийся от культурного контекста фэн-шуй. Вероятный источник фэн-шуй — гадание, искусство нахождения и толкования предзнаменований. Следовательно, в основе здесь лежит концепция вещи как знака, указывающего на будущее. С другой стороны, любой интерфейс построен из знаков, а знаки по самой своей природе как раз и указывают на то, что нас ожидает. Таким образом, мы видим здесь некоторую точку сопрокосновения: фэн-шуй можно рассматривать не только как квинтэссенцию прошлого опыта, но и как систему интерпретации знаков, способную повлиять на опыт будущий.

Одним из преимуществ концепции знака является её проработанность в западном мышлении, в том числе на уровне философии. Известный американский философ начала XX века Чарльз Сандерс Пирс, например, доказывает, что сами мысли устроены по принципу знака: мысль существует только как указание на следующую мысль, или, пользуясь выражением Мераба Мамардашвили, как «возможность большей мысли».

Однако переведем вопрос из многомерного мира философии в конкретную плоскость компьютерного экрана. Здесь взаимодействие человека и среды происходит в первую очередь посредством рассматривания прямоугольника неизвестных размеров и пропорций, населённого различными объектами — элементами сайта. Несмотря на неопределённость внешней формы, прямоугольник ориентирован, но не по сторонам света, а относительно зрителя (верх-низ, лево-право). При рассматривании этого прямоугольника зритель пытается мысленно проникнуть в ландшафт, образованный элементами сайта. Это проникновение происходит через своего рода «вход» — точку, куда прежде всего обращается внимание пользователя. Далее внимание движется внутри сайта, пока пользователь не находит нужное ему место, и на этом его пребывание на веб-странице благополучно завершается. [upd: подробнее о точке входа и веб-композиции]

Думается, не будет слишком дерзким истолковать здесь непереводимый китайский термин «ци» именно как «внимание». Тогда становится понятным, что управление движением ци означает применительно к веб-дизайну создание оптимальных условий для правильного движения внимания пользователя, соответствующего устройству просматриваемого сайта. В самом же общем виде каждый элемент сайта должен быть продуман с точки зрения того, на что он указывает, знаком чего является (в прямом и символическом смысле).

Впрочем, сам по себе «обратный перевод» веб-дизайна на язык китайской философии вряд ли положительно скажется на качестве первого. Фэн-шуй не может быть собранием догматов или готовых рецептов, предписывающим дизайнеру, что и как делать; как мы видели, вряд ли он будет полезен и в роли «подкладки» для дизайнерской концепции. Однако осмысление базовых принципов фэн-шуй и стоящих за ними реальностей вполне может дать дизайнеру новый и глубокий взгляд на его работу.

Книги:

Ева Вонг. Фэншуй. Древняя мудрость гармонии в наши дни. «Мосток», Москва, 1998.

Комментировать (уже 13)

  • К слову — на Востоке мониторы ставят не произвольно, а весьма и весьма ориентированно. Кажется именно, что на Восток стеклом.

    Если приходится поставить монитор наоборот, стеклом на Запад — на этот случай в меню монитора предусмотренна кнопочка: «всё не так».

  • […] Каждая доша обладает определенными свойствами, или гунами. Привожу их ниже (это имеет некоторое значение для последующих рассуждений). (Фактически аюрведу, как и фэн-шуй, можно рассматривать в том числе и как систему толкования знаков, которыми в данном случае являются гуны.) […]

  • Agree to a certain extent, although, like with every overindulgence, too much of it is a burden

    (sorry, мой русский язик недостаточно хороший)

  • как по мне, рановато к нам пришел феншуй. нашим людям нужно еще тысячелетие, чтобы органично закончить мышление в геометрических пропорциях золотого сечения и перейти к интуитивному «поэтическому» способу визуального копания пятна экрана. звучит, конечно, здорово, но как-то самоуверенно. да и затея, очевидно, пустая — что хорошо для европейца неприемлимо для китайца/японца… Опишите в геометрических символах правила построения японского сада. бред.

    стеклом на Запад
    • это и будет наш ответ тысячелетиям.
  • vit:

    tobto, все свои тысячелетия наши люди уже потратили на другое :) больше тысячелетий у нас нет. И различие между европейцами и японцами через 50 лет перестанет существовать. А мы всё живем неолитом, думаем, что у нас масса земли и масса времени впереди.

  • вообще-то здорово, если бы можно было применить древнее знание towards соременной технологии. Хотя наши японские и корейские братья успешно применяют их с пользой для человечества. А то что chi это внимание — это факт.

  • […] живем. Поскольку я уже довольно давно увлекаюсь фэншуем, периодически возникает желание проверить свои […]

  • vtv:

    Можно у вас попросить наводку на качественные веб-ресурсы по фен-шую. Заинтересовался темой именно благодаря данному блогу. :)

    P.S. Я подписался на комментарии, так что ваш ответ вряд ли пропущу.

  • vtv:

    Не дождался… Пока :)

  • vtv, мне еще не встречалось качественных веб-ресурсов по фэншую. Пока все больше мусор. Если кому попадались, подскажите.

  • Я никогда не понимал этот фэн-шуй и отчего все так тащатся от него. Мне кажется это все из области мифологии и не больше.

  • Елена:

    А книги какие по фэн-шую есть на русском языке толковые?

Добавить комментарий