Дэвид Карсон, The End of Print

pic

The End of Print: The Grafik Design of David Carson. By Lewis Blackwell + David Carson. 2000 (Revised edition)

Знаменитую книгу Дэвида Карсона «The End of Print» видели многие, но по понятным обстоятельствам мало кто пытался её читать. Ниже мы пытаемся восполнить этот гипотетический пробел несколькими отрывками, показывающими, в каком русле текут идеи Дэвида.

Отрывок I

…«Карсона стали считать то ли ведущей фигурой движения графического экспрессионизма, то ли главой деконструкционистского подхода. Однако сам он не хотел бы ни одного из этих титулов. Хотя Карсон действительно может занимать место лидера, он никогда не работал, не преподавал и не писал так, как если бы пытался провозгласить себя лидером какой-то группы или тенденции; в самом деле, это удивительно, как он отрезан в некоторых отношениях от других частей сообщества дизайнеров, работая в маленькой студии в Сан Диего, южная Калифорния, а до этого — дома в Дель Мар, на севере города. Это не совсем Аляска, но это далеко от центра, на краю страны, вдали от какой-либо постоянной группы или дизайнерской тусовки, от таких мест, как Нью-Йорк и Лондон. Карсон пользуется телекоммуникациями, автострадами и аэролиниями, чтобы встречаться со своими клиентами, участвовать в семинарах и давать лекции. Вся проводимая им «евангелизация» осуществляется лишь благодаря притягательности его работ в журналах, книгах и рекламе. Все эти средства его самовыражения являются коммерческими проектами — в отличие от продукции, выдаваемой школами дизайна и теоретическими журналами, существующими для того, чтобы обслуживать самих себя, отдельную аудиторию или рыночную нишу.

Несмотря на свой коммерческий характер, работы Карсона часто приводили в расстройство любителей подчёркивать, что дизайн должен «быть функциональным». В определенном отношении дизайн Карсона действительно функционален, иначе он не имел бы клиентов и его арт-директорство в журналах не длилось бы дольше одного номера. Но главным постулатом критиков было то, что требования функциональности обязывают дизайн или повиноваться установленным, общепризнанным принципам, или нести на своей поверхности объяснение любого радикализма. Похоже, от графического дизайна часто ожидают или прозрачности, или соответствия предыдущему опыту и ценностям зрителя, а может быть, и того, и другого. Если дизайнер предлагает новый подход, от него требуется заявить об этом декларацией о намерениях, скорее подчёркивая свои принципы, чем просто делая то, что он делает. Карсон постоянно бросал этому вызов своей работой, не признающей теорий. Поэтому тот факт, что ему действительно удалось найти отклик у своей аудитории, не удержал критиков от утверждений, что его работы в некотором отношении неполноценны.»

Отрывок II (из венецианского интвервью Дэвида)

Л Ты не склонен возвращаться к своим прошлым работам; кажется, ты ценишь только современные идеи. Ты — популист, стремящийся делать то, что заставит людей восхищаться?

Д Я не сижу на месте, вопрошая себя, что Поколение Икс хочет увидеть дальше. Я делаю то, что имеет наибольший смысл для меня в конкретном проекте.

Л Ты стараешься привнести в коммуникацию что-то, что есть в тебе самом, что-то, что ты любишь. Это скорее подход художника, чем прямой ответ на поставленную задачу. Это означает, что ты порываешь с идеей дизайна как квазинаучного процесса и вместо этого делаешь его чуть-чуть мистическим. Так что же ты привносишь в него?

Д Это очень личный, истолковательный подход. Он делает окончательный продукт более интересным — нет другого пути, которым ты мог бы к этому прийти, нет формальных правил, которые ты мог бы перенести на то, с чем я работаю, и получить то же самое решение. Я думаю, так ты приходишь к более интересному и более эффективному результату. Я пользуюсь своей интуицией, стараясь выразить вещи, которые читаю, тем способом, который имеет для меня наибольший смысл. Нужно подчеркнуть это серьезное отличие: я не стремлюсь найти «то, чего они хотят».

Л Вместо этого ты показываешь им то, что ты хочешь?

Д Да. Если ты не вложишь в дело самого себя, оно может стать мёртвым и скучным. Многие дизайнеры не делают этого, и это объясняет, почему вокруг так много скучающих дизайнеров и скучного дизайна. Один человек сказал с целью задеть меня, что все, что я сделал, было потворствованием своим желаниям. Я ответил бы ему: я надеюсь, что оно действительно было таковым. Именно тогда и получается самая лучшая работа. Люди используют идею следования своим желаниям в негативном смысле, но я бы не хотел, чтобы кто-то работал для меня без страсти, не стараясь изо всех сил сделать лучшее, что может. Он должен привнести в работу что-то свое, иначе я мог бы с тем же успехом нанять вместо него простого верстальщика…

Отрывок III

«В сегодняшнем дизайне содержание — это предмет больших дискуссий. Вопрос заключается в том, какова связь между визуальным и вербальным языками. Мы полагаем, что нам так хорошо знаком наш язык, и оказываемся в шоке, обнаруживая, что никогда не воспринимали его в чистом виде, без окрашивания процессом передачи. Мы привыкли идентифицировать слова с содержанием и потому видим их или как сверстанный и, возможно, иллюстрированный текст, или, может быть, как сценарий, исполняемый прямо на месте действия или перед камерой, опять же заключённый в каёмочку и различными способами иллюстрированный. Однако мы всё больше сознаём, что сами эти слова меняются на лету: в игру вступают ударение, контекст, отвлекающие факторы. И мы начинаем понимать, что слова не могут существовать в коммуникации без некоторой формы их говорения; таким образом, форма этого визуально-вербального языка и автор этой формы неизбежно выходят за пределы слова писателя.»

Большая часть текста написана Льюисом Блэквеллом — креативным директором Getty Images.

Заметки по теме:

Ссылки по теме:

Комментировать

  • […] Примерно таким путем пошел в свое время Дэвид Карсон, сегодня — легенда графического дизайна, а когда-то — просто упрямый самоучка, не пожелавший расстаться со своим очень неудобным для работодателей видением того, что можно дизайнеру. […]

Добавить комментарий