Сон Декарта

Существует довольно много примеров того, как сны повлияли на человеческую историю. Помимо всем известного сна Менделеева, были еще сон Кекуле про бензольное кольцо и сон Нильса Бора про структуру атома. Все эти сны похожи в том смысле, что дали толчок научным открытиям, предложив некоторую структуру, помогающую понять физические явления. Cон Декарта, который он увидел в возрасте двадцати трех лет, на первый взгляд выглядит иначе: кажется, что там не было прямого ответа (как не было, впрочем, и конкретного вопроса). Однако именно этот причудливый сон изменил историю западной цивилизации, заложив основы современного научного метода.

Содержание сна было записано в не дошедшем до нас дневнике сновидений Декарта, носившем название Olympica. К счастью, сон был пересказан биографом Декарта Адриеном Байе. Те, кто владеют французским, могут прочитать его здесь. На других языках я нашел только неполные тексты (русский, английский 1, 2).

Вот как интерпретирует этот сон Мераб Мамардашвили, который много изучал Декарта:

«У Декарта мышление складывалось как продукт последовательного ряда медитаций, в том числе и в знаменитом сне 10 ноября 1616 года.

Ему снилась книга как некая scientia mirabilis — некая изумительная наука, являющаяся суммой всех наук, и комментаторы это нередко называют «Энциклопедией». В действительности же Декарту снилось, что существует некая внутренняя подспудная гармония, связывающая все вещи таким образом, что можно, не зная их все, но уцепившись за одну из них, пойти правильно. […] Cам мир устроен по таким не осознаваемым мною законам, что эти законы позволяют мне в локальной темной точке совершить акт, для которого потребовалось бы знание всех законов мироздания, а я не зная их, тем не менее акт совершаю. Значит, есть какая-то помощь со стороны мира, или, как выражается Декарт, — catena, цепь, подобная лестнице Иакова, который взбирался по ней на небо, к Богу. И вот именно это снится Декарту, а вовсе не энциклопедия в нашем теперешнем понимании.» (Эстетика мышления, беседа 14).

Таким образом, мы видим, что, оказывается, и здесь, как и в случаях со снами других ученых, речь идет об определенной структуре, которую Декарт называет catena mundi — «мировая связь», связь всех вещей. Концепция такой же глубины, как и знаменитое cogito ergo sum, но гораздо менее изученная. Между тем, если разобраться, именно она лежит в основе научного метода и возникшего на его основе современного представления о мире.

Заметки по теме:

Комментировать (уже 3)

Добавить комментарий