Полезны ли для идей новые впечатления?

Часто приходится читать в книгах по креативу, особенно написанных бихевиористами, о том, как полезны для идей новые впечатления. Как можно больше перемен — и поток свежих идей гарантирован. Думают так потому, что с точки зрения бихевиоризма новое рождается как ответ на конкуренцию в сознании нескольких моделей поведения, а такая конкуренция чаще всего случается в новых для человека ситуациях.

Я предпочел бы несколько иной ход мысли.

Возвращаясь в двор детства, мы сразу замечаем, какой он стал маленький и пустой. Первое и наивное объяснение — двор казался большим, потому что ты был маленьким. Но если вдуматься, приходишь к ощущению, что он был не больше, а как-то глубже, в нём как будто было еще одно схлопнувшееся теперь измерение, в котором как раз и происходило всё новое и интересное.

Мой двор был большим, потому что я разглядел его через многократное повторение, так же как Руанский собор Моне приобретает объем не благодаря применению перспективы на холсте, а будучи увиден в разное время суток. Сила, вопреки тому, что многие говорят или думают о креативе, заложена не в новизне впечатлений, а в повторении одного и того же в разных контекстах. Сила не в том, чтобы набрести на идею в каком-то новом, небывалом месте, на выставке новинок бытия, среди громов и молний — продуктивно мыслить на новом месте и в новой ситуации сложнее всего. На мой взгляд, новые идеи рождаются как раз при минимальных изменениях контекста:

«Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3 Цар 19, 11—12), в котором и происходит теофания.

То же самое мы увидим, если обратимся к опыту греческой культуры: философы школы Аристотеля были прозваны перипатетиками за то, что вели свои беседы прогуливаясь. Один и тот же путь, повторяемый в разных вариациях в зависимости от погоды, сезона, окружающей обстановки и так далее — это и есть простейшая машина для генерации идей.

Комментировать (уже 4)

  • Анатолий:

    Я согласен, что впечатления не инициируют идеи. Но впечатления создают ассоциации, цепи которых порождают идеи. Собственно, идеи не рождаются, мы их получаем. И это возможно как за счет интенсивного мысленного их поиска (постоянно пытаться решить одну задачу, как Менделеев, Яковлев и другие) и/или искать ассоциации, которые сгенерирут сигнал к получению идеи (Ньютон). У меня есть книга по изобретателям с такими примерами.

  • vit:

    Про ассоциации — согласен. Но чтобы ассоциация сработала, нужно быть в определенном состоянии ума, которое в новой ситуации проблематично. Я не против новых впечатлений, конечно. Но чтобы от них была польза, нужно не пытаться найти в них решение сразу, а использовать их позже как материал для работы над проблемой.

  • […] Обычно люди надеются почерпнуть вдохновение в новых впечатлениях. Я думаю, что наше сознание устроено иначе и озарения чаще посещают нас в местах, ничем не заполненных. Найдите себе такое место, на котором вы чувствовали бы себя максимально комфортно и естественно (если опять вспомнить Кастанеду, он называл такое место «пятном»), и попробуйте регулярно на него возвращаться. Через некоторое время вы увидите, что у вас появилась в прямом смысле слова новая точка обзора своего жизненного пути. […]

  • Александра:

    Я думаю, что автор -образованный, умный- еще и душевный человек, что в нашем, излишне интеллектуализированном мире, не так уж и мало. Читаю второй день, не отрываясь. Спасибо!

Добавить комментарий