Конус восприятия

pic

В нашем обществе любое обучение традиционно сводится к поглощению информации. Но, парадоксальным образом, чем больше информации мы имеем, тем меньше у нас возможностей в ней разобраться. Как извлечь из информации смысл — вот главный вопрос сегодняшнего обучения.

Мераб Мамардашвили в своем цикле лекций о Прусте, изданном под названием «Психологическая типология пути» (у Мамардашвили все названия очень зашифрованные и мало что говорят о смысле содержимого), мимоходом вводит очень, на мой взгляд, существенное понятие — «временной конус», растущий во времени объем восприятия. Ведь на самом деле в нашем восприятии помещаются далеко не все вещи, которые мы видим — большинство из них мы по разным причинам игнорируем.

Мамардашвили пишет: «наше восприятие, способность быть живыми, переживать и т.д. находятся внутри какого-то конуса, который не совпадает с ансамблем внешних объектов.» То есть я могу краем уха слышать песню, но если она меня не волнует, я ее фактически не воспринимаю, если же эта песня где-то совпадает с моей историей, я слышу ее по-настоящему. Таким же образом, читая книгу, которая меня не интересует, я не имею никаких шансов хоть как-то вместить ее содержание и извлечь из него смысл. И наоборот, для нас существуют «говорящие вещи», которые и являются главным способом нашей коммуникации с миром, — те, что сами собой рождают в нас интерес, волнение, являются частицей нашей мечты.

(В скобках. Недавно я видел потрясающий пример креативного чтения. Девочка лет пяти открыла лежащую перед ней брошюру, внимательно осмотрела первый разворот (сплошь покрытый текстом) и тщательно его понюхала. Затем перевернула страницу и снова проделала то же самое, и так далее. И все-таки вполне возможно, что она извлекла из этой брошюры больше смысла, чем те читатели, который прочли ее в попытке «получить информацию».)

«Обычно, — продолжает Мераб, — мы считаем, что наши состояния вызываются какими-то причинами. То есть источником наших состояний или переживаний является воздействие на нас внешнего мира. Например, я вижу цветы. Вид цветов воздействует на меня, и я переживаю цветы. Нет, этого не может быть. Цветы, которые я вижу в первый раз, для меня вообще не есть цветы. Они не могут вызывать живого переживания. А наша история есть в действительности объем живого, расширяющийся объем, но — живого.»

(Люди, как опять же мимоходом замечает ММ, «и отличаются друг от друга тем, что у одних узкий конус, а у других — конус пошире».)

Нам иногда ошибочно кажется, что обучение — это когда великий магистр наконец скажет нам по секрету то самое главное, новое и важное, чего до сих пор не знали. На самом деле самое важное — это то, что мы уже знаем всё самое важное. Мы можем продуктивно обучаться (и работать) только внутри своего конуса — вся не связанная с ним информация просто просеивается. Расширить этот конус путем насильственного запоминания информации невозможно — он расширяется только на основе уже имеющегося личного опыта. Это значит, что половину того времени, которое мы тратим на изучение нового, нужно вместо этого посвящать проработке и осмыслению уже полученного личного опыта.

Личное развитие и эффективное обучение, на мой взгляд, невозможны без попытки осознать свой конус, разобраться в своей личной эволюции, эволюции своих идей и отношений с людьми. Ведь бывают не только «говорящие вещи», но и «говорящие люди». И это, пожалуй, самое интересное. О том, как это сделать, расскажет заметка о креативной методике под названием Фила.

Комментировать (уже 12)

  • RaR:

    Сразу вспомнил про «грокинг», метод познания марсиан у Хайнлайна в «Чужой в стране чужих». подробнее тут

  • vit:

    Спасибо за ссылку, интересно.

  • […] Фила — это моя модификация «Зала славы», методики, описанной Майклом Микалко в Thinkertoys. Фила может использоваться в качестве инструмента для решения творческих задач, как личных, так и коммерческих. Дополнительный эффект от использования этой методики заключается в том, что она повышает мотивацию к решению задачи и активно работает с конусом восприятия. […]

  • Кстати — обучение не весегда сводится к «изучению новой информации». Вот музыка. Нот — всего семь, особо учить и нечего — между тем надо годами играть гаммы из этих семи нот… Что бы научиться. Да и обучение другим художественным примудростям — часто похоже на обучение игре на музыкальных инструментах.

  • vit:

    Согласен. Но в традиционном обучении (школа-институт) об этом давно забыли. Искусствам, к сожалению, не учат в школах. А жаль.

  • Voit:

    «Как извлечь из информации смысл — вот главный вопрос сегодняшнего обучения.» Обучение, — оно и до нашей эры есть обучение. И, по моему скромному мнению, есть обретение навыков и умений. Как, например, обучение вождению авто, или обучение удению рыбы, либо техническому созданию псевдоумных сайтов.

    Извлечение смысла из информации, видимо из другого каталога, по соседству с «извлечением зёрен из грецких орехов».

  • vit:

    Смысл этого коммента, видимо, тоже из другого каталога :)

  • Родион:
    Ведь на самом деле в нашем восприятии помещаются далеко не все вещи, которые мы видим — большинство из них мы по разным причинам игнорируем.

    Каждый настроен на свою волну, точнее полосу частот или информации, которую он может воспринимать. Меняя свое внутренне состояние, можно в некоторой мере управлять своим доступным диапазоном.

    Изучайте искусство концентрации, это очень сильный инструмент трансформации и личного развития, который позволяет подключаться к практически любым информационным потокам. Подключение к потоку повлечет за собой изменения и смещение диапазона восприятия в сторону родственную потоку.

    Могу посоветовать почитать книги Карлоса Кастанеды и Каптена.

  • vit:

    Родион, спасибо, интересная тема, я только думаю, что одноразовое смещение диапазона восприятия мало что дает, т.к. происходит на периферии личности.

  • […] Когда человек пишет, он неосознанно выбирает слова, исходя из своего рода матрицы своей личной истории. В результате часто налицо большая разница между тем, что человек хотел написать и что получилось. […]

  • […] Если смотреть изнутри, то фила — это внутренний амплификатор, который способен многократно усиливать то, что уже в нас есть, и то, что резонирует с нашим конусом восприятия […]

  • Инго Сван называет это «Ящички реальности». И мы каждый в своем ящике реальности. Когда ты внутри своего ящика — выбора нет, все просиходит на бессознательном уровне, жизнь «случается». Но есть выбор как с этим играть.. потому, что мы сами есть то, на что обращаем внимание. Прежде всего надо освоить разтождествление, чтобы видеть эти выборы на что мы сами обращаем внимание. Вторая позиция восприятия в нлп или можно это описать как выход за пределы системы, в которую вовлечен, за пределы эмоций. Уткнувшись носом в песок можно видеть каждую песчинку, но поднимаясь выше можно заметить всю систему и как «она» работает… т.е. как работает свой ящичек и тогда, возможно, внести в него изменения

Добавить комментарий