Креатив в дизайне

Общаясь с коллегами, я периодически наблюдаю то здесь, то там отголоски не утихающего спора между менеджером и дизайнером. Первые не без основания считают, что хорошие дизайнеры — те, кто не самовыражается, то есть не городит отсебятину, а делает то, что нужно клиенту. Вторые чувствуют, что не могут хорошо сделать то, что никак их внутренне не затрагивает. Попытка включить в работу личные пристрастия для них часто единственный способ ощутить, что то, чем они занимаются, имеет смысл.

Эта проблематика хорошо видна, например, в интервью Дэвида Карсона Льюису Блэквеллу, отрывок из которого я когда-то перевел:

Л Ты стараешься привнести в коммуникацию что-то, что есть в тебе самом, что-то, что ты любишь. Это скорее подход художника, чем прямой ответ на поставленную задачу. Это означает, что ты порываешь с идеей дизайна как квазинаучного процесса и вместо этого делаешь его немного мистическим. Так что же ты привносишь в него?
Д Это очень личный, истолковательный подход. Он делает окончательный продукт более интересным — нет другого пути, которым можно бы к этому прийти, нет формальных правил, которые можно было бы перенести на то, с чем я работаю, и получить то же самое решение. Я думаю, так ты приходишь к более интересному и более эффективному результату. Я пользуюсь своей интуицией, стараясь выразить вещи, которые читаю, тем способом, который имеет для меня наибольший смысл. Нужно подчеркнуть это серьезное отличие: я не стремлюсь найти «то, чего они хотят».
Л Вместо этого ты показываешь им то, что ты хочешь?
Д Да. Если ты не вложишь в дело самого себя, оно может стать мёртвым и скучным. Многие дизайнеры не делают этого, и это объясняет, почему вокруг так много скучающих дизайнеров и скучного дизайна. Один человек сказал с целью задеть меня, что всё, что я сделал, было потворствованием своим желаниям; я ответил бы: я надеюсь, что оно было таковым. Именно тогда и получается самая лучшая работа. Люди используют идею следования своим желаниям в негативном смысле, но я бы не хотел, чтобы кто-то работал для меня без страсти, не стараясь изо всех сил сделать лучшее, что может. Он должен привнести в работу что-то свое, иначе я мог бы с тем же успехом нанять вместо него простого верстальщика…

Однако над дизайнером, особенно начинающим, часто нависают призраки. В его работу незаметно проникают элементы, чуждые поставленной задаче, и ему трудно отличить действительно удачное решение от образа, который лично ему нравится. И если опытным дизайнерам удается сочетать личную включенность и взгляд на задачу «со стороны клиента», то у не очень опытных «личный вклад» выглядит со стороны скорее как перекос, попытка «тянуть одеяло на себя», бегство в не очень реальный, зато «свой» мир.

Как бороться с этим перекосом? Исключить из дизайна все личное, увы, не означает прийти к лучшему дизайну. Все знают, что такое «замученный» макет. В каком-то смысле он даже хуже, чем макет «с перекосами», — он подавленный, отталкивающий, усталый, иными словами, он несет дурную энергетику, которую зритель не может не чувствовать.

Мне кажется, что проблему надо решать с другой стороны. Не нужно исключать из работы личного вклада дизайнера, наоборот, нужно не останавливаться на полпути, а стремиться сделать этот вклад более осмысленным. Ведь большинство «роз на тендере паровоза» вырастают в макете под влиянием минутного неосознанного порыва. Потом, задним числом, художник называет это «я так вижу». Но по большому счету, он и сам не знает, что именно он видит, до тех пор, пока об этом не задумается. А что, если задуматься вначале?..

Один из способов такого осмысления — сознательная попытка получить до начала работы «обратную связь» от себя самого — например, путем использования филы, случайного стимула, инструментов CoRT или других креативных методик. Помимо прямого эффекта в виде возможных интересных идей дизайнер как минимум преодолеет начальный барьер отчуждения, включится в работу, почувствует ее своей и в то же время отнесется к ней более осознанно.

Комментировать (уже 8)

  • Илья:

    Интересная тема, спасибо, задумался..

  • Всегда так думал. Чувствовал и думал (думал и чувствовал). Спасибо за очередное подтверждение моей правоты.

  • Суть дизайна очень проста, вытащить из предмета его суть и вложить в нее свою душу :)) Проблема возникает когда ты начинаешь работать с другими людми, точнее для них, тогда дизайнер превращается еще и в психолога, что бы понять что же хочет клиент, что его действительно цепляет.

  • Очень часто с таким сталкивался в работе с клиентами и как видно из этого поста, такая проблема не только у меня. )

  • Мне кажется, что дизайнеру надо понимать, где проект коммерческий, а где творческий. Как у любого художника есть работы творческие, а есть салонные. Коммерческий сайт — это чаще инструмент для бизнеса, а не выставочный зал умений и талантов дизайнера. Я не отрицаю того, что оригинальность и гармоничность дизайна очень важная составляющая успеха проекта. Однако, она не является единственной. Если дизайн сделан ради дизайна, то с коммерческой точки зрения он является «пустышкой», и будет совершенно естественным, если заказчик откажется от него. Опытный дизайнер умеет этот находить баланс, и объяснить заказчику, если это требуется, почему он сделал так, а не иначе. ( конечно, иногда заказчик не совсем адекватен, такое бывает, и я не упоминаю такие случаи, это отдельная тема)

  • Ольга, спасибо, я с одной стороны совершенно согласен с Вами, когда я работаю с дизайнером я тоже именно так и говорю) а с другой… многие дизайнеры просто не рискуют идти дальше, чем они могли бы пойти, быть честнее, радикальнее, что ли. В результате получаются попытки проявить свой стиль на фоне попыток угодить заказчику, о конечном потребителе при этом вообще никто не думает, и вот такой дизайн по-моему хуже всего.

  • Анна:

    С этим конфликтом знакомы все, кто работал/работает в рекламном бизнесе. И я с ним сталкивалась до тех пор, пока не увидела пример отличного взаимодействия профессионалов в креативной студии http://rinotits.heroku.com/ — директор студии сам человек творческий и сумел найти баланс между самовыражением дизайнеров и желанием клиентов: у их работ есть свой стиль, но в то же время пожелания клиента выполнены с точностью. Вывод такой: главное в творческий отдел не ставить начальника-консерватора, а всё-таки более адаптированного к креативу специалиста, пусть даже и управленческой профессии.

  • Василий:

    Чистый креатив — это работа одного человека на основе лишь его собственного творческого потенциала, не ограниченного чьими-либо рамками. Подробнее на сайте: http://www.logodesigner.ru/article/361.htm

Добавить комментарий