Переворот

pic

Наша материальная жизнь — это постоянная борьба с хаосом. Единственное, что происходит само собой, — это энтропия. А вот в мире мысли все наоборот. Мир мысли — это антилабиринт, где, куда ни пойдешь — везде выход. Но как попасть в этот «мир наоборот»?

Очень просто: перевернуть мир обычный. Все, что для этого нужно, — это немного смелости и способность находить смысл в вещах, на первый взгляд кажущихся абсурдными. А в качестве инструмента можно использовать методику, описанную, в частности, Эдвардом де Боно и Майклом Микалко, которая так и называется: переворот (reversal).

Переворот помогает во многих ситуациях, на первый взгляд кажущихся тупиковыми. Ощущение тупика может возникнуть оттого, что направление поисков обычно задано нашими допущениями и домыслами, и вдруг оказывается, что выхода в этом направлении нет. Или оттого, что непонятно, в какую вообще сторону пойти. Или оттого, что проблемная ситуация привела нас в состояние ступора. Во всех этих случаях переворот предлагает использовать наши допущения как архимедову точку опоры, от которой можно оттолкнуться, чтобы начать движение. Эдвард де Боно в этой связи приводит простую, но яркую метафору пловца, который, доплыв до стенки бассейна, отталкивается от нее.

Последовательность шагов в «Перевороте» выглядит следующим образом.

  1. Сформулировать задачу.
  2. Перечислить все предположения и допущения, которые роятся вокруг этой задачи. Это могут быть допущения, сделанные при ее формулировке, или принятые подходы к решению таких задач, или предположения, относящиеся к каким-то элементам задачи.
  3. Перевернуть все эти предположения. При этом будут ли они перевернуты кверх ногами, задом наперед или вывернуты наизнанку, нас заботит меньше всего.
  4. Взять каждое перевернутое предположение и спросить себя, как сделать его возможным. Что должно произойти для того, чтобы это имело смысл? Эта операция должна быть проделана со всеми, в том числе и в особенности с самыми невероятными перевертышами.
  5. Ну и, естественно, необходимо сразу фиксировать все возникающие идеи. Для этого удобно использовать майндмэппинг. Оценку и отбор идей лучше делать несколько позже и, возможно, в другом составе (если работа командная).

Один из классических примеров этого метода приводит Эзоп: птица, которая не могла достать клювом до дна кувшина, бросала туда камни, пока вода не поднялась.

Простейший современный пример — работа магазина. Допущение о том, что продавец обслуживает покупателей, раньше казалось незыблемым. Варианты переворота: покупатель обслуживает продавца, покупателей обслуживает не продавец, продавец является покупателем, продает покупатель, покупки вообще не происходит… Многие из этих вариантов сегодня реализованы в супермаркетах, автозаправках, интернет-магазинах, МЛМ-пирамидах, peer2peer сетях и так далее.

Комментировать (уже 3)

  • Но ведь ТРИЗ позволяет добиваться тех же результатов, однако более системно и быстро. Тогда зачем нужен переворот? Ситуация с камнями — безусловно ТРИЗовская. Остальные также, хотя не указана цель (направление поисков), поэтому признать их вполне ТРИЗовскими нельзя.

  • vit:

    Михаил,

    антилабиринт и означает, что можно пойти из любой точки. Можно через синектику, где, кстати, тоже есть похожий прием. Можно через ТРИЗ, если он Вам так нравится. Я лично не люблю, когда что-то называется большими буквами — набирать неудобно :)

    Что касается «более системно и быстро»… Какое имеет значение, насколько системно была придумана хорошая идея? И как можно сравнивать креативные методики по скорости? Это же не бега в конце концов :)

  • […] Методика найдена в блоге Виталия Колесника […]

Добавить комментарий