Разделяй и властвуй

Все великолепие готической (и современной) архитектуры было бы невозможно без одной простой вещи — без каркаса. В готике каркас впервые отделяется от здания, становясь самостоятельным элементом конструкции и декора. Именно благодаря каркасу — системе контрфорсов, арок, колонн и стрельчатых сводов — архитекторам удалось убрать внутренние стены, расширить окна и существенно увеличить высоту зданий, сделав возможной принципиально новую организацию пространства.

В веб-дизайне существует аналогичный принцип — принцип разделения структуры и презентации, благодаря которому мы нам стали доступны блага css. Тот же принцип в программировании — отделение выполняемого кода от структурной разметки.

В графическом дизайне тоже существует похожее разделение, только здесь это не отделение информации от оформления, что, на мой взгляд, в корне неправильно, а отделение формы от предмета. Начиная с Малевича и Мондриана, основоположников беспредметного искусства и графического дизайна, форма становится самостоятельной выразительной силой и уже не нуждается в «предметном» содержании. В этом смысле Дэвид Карсон, который так любит использовать для дизайна всевозможный мусор, — лишь честный продолжатель идей Малевича.

В мышлении роль каркаса выполняют креативные методики. Отделяя структуру мышления от его содержания, они высвобождают ресурсы для более продуктивной работы. А поскольку мышление вещь гораздо более подвижная, чем материальное искусство, каркасы здесь тоже бывают разные — от мегалитов «Случайного стимула» до сот «Шести Шляп».

Комментировать

  • Иногда (почти всегда) думается так быстро, что уже не успеваешь ничего разделить и, наверное, именно поэтому не ты властвуешь над мыслями своими, а они над тобой. Хотя, что в этом плохого? :-)

Добавить комментарий