Design Synectics — Синектика в дизайне

pic

Nicholas Roukes. Design Synectics. Stimulating Creativity in Design.

Давно хотел больше узнать о синектике, даже невзирая на то, что все книги Уильяма Гордона, ее основателя, в Амазоне перманентно out of print. И вот наконец передо мной книга, которая исправно переиздается (а написана она в 1981 году). И, как мне кажется, переиздается не зря. Посвящена она достаточно редкой теме — синектике в ее применении к дизайну и прочим визуальным искусствам.

Что такое синектика?

Посколько мне еще не попадалось двух похожих описаний синектики, буду придерживаться версии, изложенной в книге.

Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

Слова, которыми пользуется поэт, или вещи, которые использует изобретатель, — это самые обычные слова и вещи. Новизна заключается в их взаимосвязи. При этом такая связь обладает синергетическим эффектом, то есть сумма здесь больше составных частей, взятых по отдельности.

Синектика — это процесс открытия или создания новых связей, синтеза новых идей и решений. Для стимуляции этого процесса синектика предлагает 23 «триггера», каждый из которых представляют собой мини-методику, фокусирующуюся на каком-то аспекте построения новых связей.

Синектика в дизайне

Синектика может использоваться как индивидуально, так и в качестве групповой техники. О втором случае я сейчас не говорю, потому что это совершенно отдельная тема (см. ссылку в конце заметки). А вот в индивидуальной работе синектика, как демонстрирует книга, может быть полезным инструментом не только для непосредственно креативщиков, но и для дизайнеров, стремящихся создавать визуально яркие, необычные работы.

Книга разбирает основные особенности восприятия (не люблю говорить «законы дизайна») и предлагает практические задания, направленные на развитие у дизайнера навыков сознательного использования этих особенностей. Фактически это курс по дизайну с большим количеством прикладного материала, где синектика используется как теоретическая база.

Одна из основных концепций этой базы — использование аналогий, то есть процесс обнаружения сходных черт у непохожих вещей. Автор делит аналогии на логические и психологические.

Логические аналогии

  • Структурные аналогии. Изображения, напрямую соотносящиеся с формой или структурой заданного предмета.
  • Функциональные аналогии. Например, движение реактивного самолета и кальмара основано на одном и том же принципе.
  • Феноменальные аналогии. Изображения, основанные на наблюдаемых качествах явления.

Психологические аналогии

Это субъективные связи, основанные на внутренних, а не на внешних признаках.

  • Сенсорные аналогии. Например, картина, изображающая песню.
  • Эмпатические аналогии. Аналогии, основанные на личных чувствах, например, летающие фигуры на картинах Шагала.
  • Символические и метафорические аналогии. ммм… символы и метафоры.
  • Фантастические аналогии. Сюрреалистические образы, могут также иметь символическое значение.

Каждое упражнение состоит из описания концепции, ключевых триггеров и задания. Задание в основном представляет собой рисунок от руки или коллаж, кое-что может быть сделано на компьютере. Задания, как и вообще книга, снабжены большим количеством хорошо подобранных иллюстраций.

P.S. Пока я читал книгу, она перешла в категорию Special Order :)

Ссылки по теме:

Комментировать (уже 7)

  • Всё-таки такие книги ещё раз подводят нас к тому, что важно уметь играть :-)

  • vit:

    Притом игра — это еще и упражнение в построении аналогий, которые так любит синектика.

  • Вот Сальвадор Дали, когда учился в школе (а учиться он не очень любил), занимался разглядываем всяких неровностей на стенах, разводов и всего такого и выдумывал на что же их очертания похожи :-) Все мы знаем, что из этого вышло :-)

  • vit:

    Юля, ты как всегда угадала — в книге есть в точности такое упражнение :)

  • […] У мноих читателей, несомненно, возник вопрос, откуда взялся именно такой набор параметров. Главная задача колонки параметров — дать мышлению свежий импульс и показать возможные направления работы, поэтому по большому счету параметры могут быть любыми. Однако предложенный набор параметров не случаен — он основан как на моем собственном опыте, так и на рекомендациях международно признанных экспертов по креативности (например, использовать свойства стимула предлагает Эдвард де Боно, а метафоры и аналогии активно использовались в синектике). […]

  • Марина:

    Никак не могу нагуглить книгу. Она вообще у нас не продается?(

Добавить комментарий