Главный друг блоггера

Антон Попов пишет про маркетинговые инструменты для продвижения блога, цитируя в том числе фрагмент интервью со мной. Спасибо за цитирование, однако не во всем согласен с контекстом.

Хороший маркетинг начинается с хорошего продукта. Блог — это тоже продукт, который состоит из оформления, usability и содержания.

Во-первых, блог — не столько продукт, сколько процесс. Книги действительно легко создаются на основе блогов, но обратное не работает — блог нельзя писать как книгу, заранее составив оглавление и следуя плану. Блог сопровождает жизнь, которая, как известно, любит неожиданные повороты. Блог — это путешествие в неизвестное, и не всегда с благополучным концом — кто-то выгорает, кто-то обнаруживает, что на самом деле мечтал о другом «продукте».

По-хорошему, общество должно платить людям, которые ведут блоги) Потому что если брать любые измеримые параметры, то видно, что блоггеры вкладывают больше, чем получают. К счастью, есть еще вещи, которые сложно измерить — потенциал, экспертиза, репутация. Однако очевидно, что ни один человек в здравом уме не будет инвестировать сотни человеко-часов в продукт, который, может быть, принесет какой-то доход. Не поэтому люди ведут блоги.

Во-вторых, блог не состоит из содержания. Блог — это не совокупность заметок, а вектор, куда они указывают. Люди не читают блог для того, чтобы получить информацию — для этого есть википедия. Они читают блог, чтобы понять векторы и тренды, а заодно узнать что-то практически полезное в данный момент и понаблюдать за развитием автора. Блог — это способ зацепиться за что-то реальное — в первую очередь, за историю конкретного человека, которая гораздо понятнее, чем абстрактная информация по интересующей теме.

В-третьих, маркетинг неприменим как подход, когда речь идет о персональном блоге. Это не значит, что автор не должен предпринимать никаких действий, которые помогут людям узнать о блоге и таким образом сделают его более посещаемым. Это значит лишь то, что движущей силой персонального блога является личная мотивация его автора, а не маркетинг (свежий пример по теме). Маркетинговые действия в отношении своего блога полезны, но на мечту не тянут. А все, что не дотягивает до мечты, не дает мотивации, достаточной, чтобы преодолеть барьер входа, о котором я говорил в интервью Антону, и избежать выгорания. Упражения же в повышении маркетинговой ценности своего блога быстро надоедают любому морально здоровому человеку.

Когда у моего блога было 100 подписчиков, я знал, что каждый новый комментарий говорит о том, что человека по-настоящему затронуло то, о чем я пишу, потому что никто не будет тратить свое время зря. Я и не подозревал, что потом появятся люди, которые пишут бессмысленные комментарии только ради того, чтобы оставить ссылку на свой упорно продвигаемый ресурс (они прочитали про маркетинг и прониклись, а может быть, им заплатили). Делая блог маркетинговым инструментом, такие ссылки вносят свой вклад в уничтожение блога как инструмента для общения, разговора, создания отношений между людьми.

Суммируя: главный друг блоггера — это мотивация, а не маркетинг.

Комментировать

  • на тему бессмысленного поста ради ссылки… вы правы. На моем блоге стоит капча + антиспам — чисто потому что тупо спамят всякую гадость. Думаю не мне вам рассказывать. ;)

    С другой стороны если статья была исчерпывающей для читателя — он и комментария может не оставить. Это нормально.

    Плюс, комментарии в стиле «вау, круто» с указанием сайта комментатора тоже поддостают ;)

    Вообще тема блогов — довольно обширная. Вы наверно знаете о «бомжах» и прочих, занимающихся грязным SEO. Так вот блогопомойки из кучи блогов пустышек — для них очень удобный инструмент. как и движки блога… тот же WordPress.

    Раньше интернет был базой знаний… Те же блоги добавляли что то нового в нее… А сейчас порой просто хочется кричать — «Люди! Давайте не будем превращать сеть в помойку!» Думаю вы меня понимаете, когда смотрите, например, выдачу гугля или яндекса по какой-нибудь социальной тематике.

  • Главное, по-моему, это действительно воспринимать блог, как «инструмент для общения, разговора, создания отношений между людьми» и не пытаться отягощать и искривлять его не свойственными ему функциями. Блоги могут (и будут) претерпевать изменения с течением времени и вполне возможно примут иной вид с точки зрения подачи информации и формы выражения переживаний автора, но краеугольная сущность — искренность самого блоггера — сохранится. Загрязнённость сети разным реальным мусором, конечно, огромная, но ведь и в нашем окружающем мире разве не так? Проблема минимализации и утилизации мусора — очень серьёзная и в виртуальном и в реальном мире.

  • Виталий, согласен, что без мотивации блог вести бессмысленно, и она у каждого разная. Я проводил опрос (более 1000 участников) с вопросом о том, при каких условиях вы согласились бы вести блог компании. На первом месте — знание тематики и интерес к теме, то есть по сути человек и так бы писал про это, а тут ему еще и дополнительные финансовые условия предлагают.

    Но я пишу книгу в певую очередь не про персональные блоги, а про блоги для компаний — как общаться с блоггерами и если заводить свой блог, то зачем и как его потом продвигать. Поэтому все, что вы говорите тут — справедливо, но с другой точки зрения, чем рассматривается в блогбуке.

  • Вит, спасибо, что обдумал и сформулировал эти важные нюансы)) Особенно насчет того зачем люди ведут и читают блоги.

    О комментариях в блогах: думаю, именно личностный комментарий спосоствует созданию сети — связи возникают через стилистическую и мировозренческую общность (порой только кажущуюся, но это не важно)). Общность — не значит одинаковость, включает также и зону развития — интерес к непохожему.

    Кстати, есть немало блогов с двумя «подъездами» — чистенькое парадное крыльцо, где красивые и умные тексты, и черный ход (трансляция в ЖЖ) — где те же самые люди общаются на совершенно ином языке, как правило, нелитературном. Забавное у них разделение собственной личности:)

    Об «упражениях же в повышении маркетинговой ценности»: книга «Маркетинговые игры» бесспорно является сборником оригинальных технологий. Именно по контрасту с оригинальностью она одновременно вызывает отторжение — своей безоглядной ориентированностью на продажи. Между тем, далеко не все компании мечтают предстать перед своей клиентской аудиторией в образе сетевика-затейника.

  • Жак Вильнев:

    Блоги… блоги читают те, кто хочет жить хорошо, но не может… зачем? Да потому что блог родился из старых, всеми любимых бразильских сериалов! Только теперь каждый сам себе режиссер!

  • Антон, согласен. Хотя корпоративный блоггинг в России — это не менее сложная тема, потому что не всякая компания может вырастить и удержать собственных евангелистов.

  • promo:

    Блоггинг постепенно превращается в бизнес. Бизнес приносит деньги: издателям блогов — доходы на рекламе, спамерам — траф и визуальную цитируемость (что тоже потом конвертится в $). Те, кто ведут блоги «просто потому, что им это нравится», или новички или истинные любители своего дела (темы, к которой они относятся в блогосфере), скоро будет меньше тех, кто ведет блоги, расчитывая на финансовую отдачу, т.е. относится к блогу как к бизнесу. Пример — развитие блогосферы Запада.

    И по поводу вывода автора — «главный друг блоггера — это мотивация, а не маркетинг», ИМХО, не совсем точный вывод. Vitaliy Kolesnik, вот у Вас появилась идея создать этот блог. Долго бы Вы протянули, если бы его никто не посещал? :) Вы сами озвучили здесь свое отношение к подписчикам, т.е. Вам важно их мнение, Вы об этом заботитесь, прислушываюсь к их мнению и пр. Далее, Вы наверняка посещаете другие блоги, оставляете там комменты, через которые на Ваш блог приходят заинтересованные посетители. Это и многое другое — это уже маркетинг. Так что, как бы Вы не ставили мотивацию на первое место, без маркетинга в нашем мире ничего не происходит. ;)

  • promo,

    Если вы сообщите свое настоящее имя, я верну ссылку на ваш сайт, а то сейчас это слишком похоже на бизнес)

    Если по существу. Доходы от рекламы, даже на достаточно посещаемом русскоязычном блоге, слишком ничтожны, чтобы называться бизнесом. Это в лучшем случае на поддержку штанов. И англоязычная блогосфера здесь не может быть примером, потому что она несопоставима с русскоязычной по объему, а также по уровню культуры, в том числе финансовой.

    Маркетинг в случае индивидуального блоггера — это побочный эффект мотивации. Что касается меня, комменты в других блогах я оставляю и всегда оставлял очень редко — не хватает времени. Прислушиваться к мнению подписчиков — обязательно, но почему вы называете это маркетингом? С таким же успехом маркетингом можно назвать любые личные отношения)

    Прямых доходов с этого блога я не получаю абсолютно никаких. Если здесь когда-то и появляется реклама, то это реклама моих собственных проектов. Косвенные «доходы» в виде репутации действительно можно назвать существенными, но оценить их крайне сложно. И неужели вы думаете, что одной надежды на эти неизвестные, непрогнозируемые результаты мне достаточно, чтобы затрачивать сотни часов своего достаточно дорогого времени?

    Не вижу ничего более глупого для человека, чем пытаться создать себе репутацию маркетинговыми усилиями, а не тем, чем она на самом деле создается — просто делая свое дело.

    Вот сейчас, отвечая вам, я делаю свое дело. И вы мне за это не платите) Я отвечаю вам просто для того, чтобы другие люди, читающие этот блог, не обольщались дурацкими сказками про блогобизнес и не тратили время на ерунду, а делали то, что им действительно нравится, то, что у них получается делать лучше всего остального и лучше всех остальных, то, что действительно помогает людям. То, для чего они здесь, на этой земле)

  • promo:

    Vitaliy Kolesnik, Владимир меня зовут. Вы уже цитировали как-то мои статьи.

    Есть тематики, которые приносят неплохие деньги в блоггинге. Например, у меня есть знакомый, который является автором блога о цифровых гаджетах и мобильных телефонах. Человек собирает траф до 2к минимум и не жалуется на свое финансовое положение. Примеров можно привести немало.

    Маркетинг — это наши взаимоотношения с реалом и инетом. Весьма широкий термин.)

  • Кому-то и 2—3 сотен долларов в месяц достаточно, чтобы не жаловаться на финансовое положение.

    Если вам так хочется во всем видеть маркетинг, дело ваше.

  • […] С лета в русскоязычной блогосфере происходит очередная ротация играющего состава — одни авторы потихоньку выгорают, другие закрывают старые блоги и открывают новые, третьи делают редизайны и так далее. (Задним числом понял, что моя весенняя смена концепции тоже вписывается в этот тренд.) Как правило, новые проекты оказываются интереснее старых — по крайней мере, пока на них хватает топлива. […]

Добавить комментарий