Принципы Бакминстера Фуллера

pic

В середине книги Critical Path Бакминстер Фуллер рассказывает о принципах, которыми он руководствовался в своей творческой жизни начиная с 1927 года. Сам он называет их Fuller’s self-disciplines и излагает в произвольном порядке, перемежая размышлениями и фактами из своей биографии. В этой заметке я попытался восстановить совокупность принципов Фуллера в явном виде и изложить их своими словами. Возможно, это будет небезынтересно сегодня, в эпоху саморазвития и личной инициативы.

  1. Рассматривать свою жизнь как эксперимент, призванный показать, может ли один человек сделать для всего человечества нечто такое, чего не могут сделать великие государства или крупные компании.
  2. Стремиться принести пользу всему человечеству, а не только себе, семье, стране и т.д. Помогать людям не за счет других людей.
  3. Делать только то, что можешь сделать своими силами.
  4. Руководствоваться только собственным мышлением и ограничивать себя только экспериментально полученной информацией, чтобы выразить свою собственную мечту, вместо того чтобы пытаться соответствовать мнениям всех остальных.
  5. Действовать, основываясь в первую очередь на своей интуиции.
  6. Извлекать максимум из своих ошибок.
  7. Активно заниматься самообразованием.
  8. Никогда не заниматься саморекламой и никому не платить за рекламу.
  9. Решать проблемы посредством технологий — это эффективнее, чем социальные реформы.
  10. Стремиться понять принципы, действующие во вселенной, и роль человека в ней.

Несколько комментариев.

№ 1-2. Поле возможностей «одиночки» открывается там, где кончаются возможности структур власти — государств и компаний — которые по определению не заинтересованы в действиях, направленных на благо всего человечества, так как тем самым они будут работать на своих врагов и конкурентов.

№ 3-4. Поскольку социальные структуры, как силовые поля, искажают проходящую через них информацию, только собственное мышление может помочь действовать самостоятельно. При этом мечта, или, как выражается Фуллер, мотивационная целостность человека, дает энергию, в то время как попытки соответствовать внешним моделям ее отнимают.

№ 5-7. Интуиция — это чувство собственного пути. Ошибки — тоже часть этого пути. Самообразование, поскольку всего охватить невозможно, тоже основывается на искусстве различения собственного пути.

№ 8. Люди совершают большую ошибку, пытаясь вкладывать дополнительные усилия в продвижение себя и своих продуктов, в то время как сами эти продукты страдают от недостатка качества и соответственно внимания.

№ 9. Технологии не нейтральны. Они неизбежно вызывают социальные изменения, иногда намного более серьезные, чем результаты реформ «сверху».

Комментировать (уже 7)

  • […] В 1927 году в возрасте 32 лет, потерпев полный крах в бизнесе, он предпринял то, что сам назвал пожизненным экспериментом на себе самом, задавшись целью узнать, может ли один человек сделать для блага всего человечества нечто такое, чего не в состоянии сделать великие нации и огромные компании. Надо заметить, что у этого человека не было денег и диплома о высшем образовании (Фуллера дважды выгоняли из Гарварда — второй раз за «безответственность и отсутствие интереса»), зато была неработающая жена и новорожденный ребенок. Что еще было у Фуллера, так это определенные принципы, которые, надо полагать, и повлияли на результат. […]

  • ИМХО, очень сильная жизненная позиция описана Фуллером. Во многом она мне близка, особенно своим актуальным п.8 про саморекламу. Последняя отвлекает от основного — от бытия человеком делающим, человека-личности. Лучшее продвижения бренда под собственным именем и фамилией — это действия, грамотные, эффективные и спланированные.

    И вопрос — знаете ли Вы в Москве/России места, где можно купить Вами прочитанную книгу Фуллера? Это Ваше как минимум второе упоминание о нем в Вашем журнале, и я теперь просто не могу не прочитать эту книгу и, вероятно, другие книги этого автора.

    P.S. Надеюсь, комментарии приходят на e-mail

  • Алексей, спасибо, да, п. 8 интересен) у него на самом деле еще жестче написано:

    I sought never to promote or sell my ideas or artifacts or to pay others to do so.

    я сильно сомневаюсь, что Фуллера когда-нибудь переведут. Слишком экзотичен. Я покупал в Амазоне (шпаргалка).

  • Павел:

    С пунктом 8 не согласен. В современных условиях, хотим мы того или нет, реклама играет важную роль. Это качается и саморекламы. А продавать себя нужно, если хочешь чего-то добиться. И уметь это надо делать. Идешь ли ты к работодателю, на свидание с девушкой, веселишься на вечеринке…

  • Насчёт рекламы и саморекламы это правильно. Но только сильные личности могут такое. Я не из их числа, к сожалению.

  • Полностью согласен с Колесником и Фуллером. Подробности — на моем сайте: http://hammer.bas.lv/. В наше время можно сообщать человечеству информацию о себе и при этом «никого не насиловать», что я и делаю с помощью своего сайта. Все ходят на мой сайт по своей инициативе. Его уже посетили представители свыше 25 стран мира, поскольку сайт англо-русский. Во время становления Фуллера такой возможности не было.

  • Мой сайт (http://hammer.bas.lv/) посещают представители уже 57 стран мира. В английской его части я разместил полный текст лекции Фуллера «Все, что я знаю». В русской части сайта тоже размещен текст этой лекции, который я сам постепенно перевожу на русский язык…

Добавить комментарий