Ключевые компетенции предпринимателя 17.2.02007
Интервью с Димой Честных еще раз подтвердило мою гипотезу о том, что аутсорсинг по части творческой работы эффективно работает только в направлении от больших компаний к маленьким. Маленькой же компании или фрилансеру по большей части оказывается невыгодно отдавать творческую работу на сторону — результат как правило не удовлетворяет ни по качеству, ни по затраченному времени. Гораздо быстрее и эффективнее сделать эту работу своими силами — естественно, при наличии а) соотвествующих знаний и навыков и б) механизма высвобождения рабочего времени для этой деятельности. При отсутствии же этих условий часто оказывается намного проще не делать эту работу вообще ;)
Дима Честных и Фил Ахназаров, упомянутые в предыдущей заметке, а также многие другие являют собой интересный пример нового типа предпринимателя (слово «предприниматель» неточно, но пока не могу найти лучшего термина), который способен, например, не будучи веб-дизайнером, сделать приятный с эстетической и функциональной точки зрения сайт; не будучи журналистом, написать интересную статью; не будучи креативщиком, создать классный нейм; не будучи маркетологом, заниматься продвижением своего продукта и так далее.
Попробую набросать набор компетенций, необходимых для таких людей.
- Эффективное мышление
- Продуктивность
- Создание идей
- Коммуникации, переговоры, продажи
- Управление проектами
- Маркетинг (в особенности нестандартный), реклама, продвижение
- Блоггинг (или что-то более широкое с литературно-публицистическим уклоном)
- Философия (почему?)
- Боевые искусства (это не для выбивания денег, а для хорошего морального и физического самочувствия :)
- Дизайн (для создания своего минибренда — лого, визиток, презентаций, приглашений и т.п.)
- Разработка простых сайтов (желательно вся технологическая цепочка — дизайн, html/css, php/mysql)
- Продвинутые компьютерные навыки
- Английский (и по возможности другие языки)
- Финансы (ценообразование, финансовые отношения с клиентами, механизмы и стандарты работы и т.д.)
Получилось 14 областей.
На первый взгляд кажется, что много. Затем замечаешь, что это далеко не единственная проблема: надо еще и найти, где всему этому научиться, так как почти все эти дисциплины находятся за рамками традиционного высшего образования. Часть покрывается MBA, но это дорого и не совсем то, что нужно. Остальное — тренинги, семинары, курсы, удаленное и самостоятельное обучение. При этом мне не попадалось места, где учили бы всему этому набору — обычно приходится выбирать провайдера услуг в каждом отдельном случае.
Вопрос для меня не праздный, потому что я имею возможность посмотреть на эту ситуацию сразу с двух сторон — как субъект обучения и как бизнес-тренер. И при таком взгляде мне кажется очевидным, что здесь кроется масса интересных возможностей. Особенно сейчас, когда наш недавний курс по креативности, который мне лично кажется очень удачным, подходит к концу и я размышляю о теме следующего. Здесь есть варианты: а) аналогичный курс (онлайн-часть + мастер-класс или тренинг) с привлечением экспертов в одной из упомянутых областей, и б) курс, где все навыки охвачены разом (что-то вроде макси-версии Одинокого Диверсанта).
Если вы как-то идентифицируете себя с описанным в этой заметке типом людей, большая просьба высказаться. В каком курсе вам было бы интересно принять участие? Чему вообще вы хотели бы научиться в первую очередь, неважно, с помощью курса или самостоятельно?
Следующая заметка: Мой опыт GTD


Комментарии (19) | RSS комментариев
Jangl, 18.2.02007, 00:47:
К сожалению, те задачи, в плане самообучения, что стоят передо мной сейчас, сложно решить в течение какого-либо курса. К примеру, изучение php, валидной верстки, ajax, javascrict, рисование — как таковое и многое, многое другое))
vit, 18.2.02007, 13:15:
Принципиальной проблемы здесь не вижу. Почему сложно решить? Почему, например, не может быть курса по php? Они существуют, другое дело, что по большей части не у нас и не дешево — вот навскидку: Франкфурт, Лондон, Еще Лондон . Цена варьируется от 1 до 3 тысяч уе за 4—5 дней (с проживанием и питанием). Так что, может быть, стоит переформулировать задачу в «как заработать денег»? :)
Хочу сказать, что в Москве, без проживания и питания, такой курс реально сделать за 700 уе. Хотя в Лондон слетать, конечно, романтичнее :)
Проблема с «многим другим» обычно та, что до него годами не доходят руки. Так что лучше не ставить себе лишних задач, а сфокусироваться на первоочередных.
Для веб-дизайнера, например, курс по дизайну и стилистике важнее технических составляющих, потому что его работа оценивается в первую очередь по внешнему виду. Если вы в состоянии нарисовать действительно хороший макет в фотошопе или иллюстраторе, вы заработаете денег на курс по php за 1—2 заказа :)
Armen Petrosyan, 18.2.02007, 15:02:
Я тоже «имею возможность посмотреть на эту ситуацию сразу с двух сторон». С некоторых пор меня стали приглашать поучаствовать в различных семинарах и тренингах. Благодаря рубрике «Работа над собой» на моём сайте, зовут в основном на занятия по «личной эффективности». После пары подобных мероприятий понял, что личная эффективность это слишком узко. Любая из перечисленных Вами тем очень узкая. Начав сам проводить занятия, я понял, что необходимо людям, о которых Вы упомянули в своём посте. Я себя тоже отношу к подобным предпринимателям.
Раз уж вы упомянули занятия боевыми искусствами, то приведу пример из этой области. Я присутствовал на нескольких семинарах, которые проводили мастера карате-до. Мои знакомые ездили в учебные лагеря в Венгрию. Там не проводят тренинг по удару правой ногой или тренинг по гибкости. Есть учитель, опыт и знания, которого хотелось бы перенять, есть команда слушателей, в общении с которыми лучше постигаешь учителя и перенимаешь опыт.
Мне кажется будущее за «играющими» бизнес-тренерами, которые будут создавать на своих мероприятиях (не знаю как их будут называть) среду для общения людей со схожими установками на жизнь и провоцирующими на размышление, совершенствование в определенных направлениях.
Например, я могу себе позволить приехать на семинар и в Москву и в Лондон. Конечно же, я выберу Лондон, даже если там будет дороже. Однако главное для меня будет среда, общение. Мне важнее не то, чему меня будут учить, а с кем я смогу общаться. Бизнес-тренер должен быть модератором, умело направляющим общение и обмен опытом. Его задача подвести слушателя к пониманию актуальности обсуждаемых знаний. Понимание придёт в процессе общения или попыток слушателя высказаться, предать свой опыт.
Gato, 18.2.02007, 17:20:
Я бы добавил в список
В минус работать не хочется, и цену надо чем-то снизу ограничить. Для программистов, дизайнеров и других knowledge workers, по понятным причинам, менее актуально. Есть и просто производства, где делают не «нематериальные активы».
Иногда стоит «не делать». Соотнести доходность «внутри» и «вне». Это же бизнес? Или трудоустройство-хобби? (В необходимости этого пункта менее уверен.)
vit, 18.2.02007, 21:57:
Армен, спасибо, очень интересный комментарий. В принципе согласен с тем, что любой тренинг на самом деле шире своей темы и в каком-то измерении можно сказать, что все тренинги об одном и том же. Но лично я не пошел бы на тренинг, не дающий полезных практических навыков в какой-то конкретной области. Общение может и должно происходить заодно с приобретением таких навыков, но тратить деньги просто на общение, пусть и с очень приятными или продвинутыми людьми, в этом мире могут себе позволить далеко не все :)
vit, 18.2.02007, 22:04:
Gato, оба пункта и множество сопутствующей информации, наверно, можно объединить под общим названием «Финансы», и я согласен на 100%, что это жизненно необходимые вещи для всех предпринимателей и фрилансеров. Единственное, есть много нюансов в зависимости от конкретной индустрии. Например, очень многим сейчас, наверно, полезен был бы курс «Финансы для творчества» для компаний и фрилансеров в области рекламы, дизайна, иллюстрации, копирайтинга и т.д. Добавил в список.
Gato, 21.2.02007, 12:20:
Занятно, что сам Дима смотрит на вещи несколько под другим углом http://www.sellme.ru/2006/08/03/kompanii_buduschego_uje_segodnya
vit, 21.2.02007, 12:25:
А в чем другой угол?
Gato, 21.2.02007, 17:24:
Гхм, не заметил в интервью ссылки на эту же заметку.
Про аутсорсинг. Вроде бы и стремится к нему, и делает всё сам.
Впрочем замечание снимается.
vit, 21.2.02007, 18:14:
Использование таких сервисов как Google AdWords и т.п. можно, конечно, назвать аутсорсингом, — в той же мере, в какой покупка билетов на самолет — это аутсорсинг задачи переместиться в другую точку земли :)
Мáкса, 24.2.02007, 13:48:
А к списку я бы еще добавил знание (владение) основ юридических тонкостей страны в которой ведешь т. н. «предпринимательство», ибо незнание не освобождает от ответственности, а знание — освобождает! Приятных всем выходных!
Сергей Гоцуляк, 27.2.02007, 21:54:
Вам не кажется, что все, что здесь написано — до боли напоминает обычного ИП, перенесенного в «виртуал»? Многие реальные и более чем рядовые ИПшники дадут огромную фору как по навыкам, так и по заработкам Диме и Филу.
vit, 28.2.02007, 23:16:
Сергей, спасибо, очень интересный комментарий. Действительно встречал среди «обычных ИП» отличных переговорщиков, первоклассных сейлзов, хороших управленцев.
Вопрос, вероятно, в том, являются ли «виртуальные предприниматели» отдельным классом по сравнению с «обычными предпринимателями».
Мне кажется, что да, являются и по многим параметрам. Разумеется, и там и там есть исключения, но если говорить о тенденциях, то среди их отличий:
Думаю, этого достаточно, чтобы согласиться с тем, что этой категории людей нужны несколько иные навыки.
jan, 1.3.02007, 23:28:
треннинг — средство экономии времени, часто его значение преувеличивают. при правильной организации процесса, обучение можно распределить по времени … нужно лишь все время думать о проблеме, информация будет собираться сама собой … еще, нужно изучить эвристические приемы, позволяющие сделать «шаг за осознанное .. » пока не знаю как сказать точнее. ну, например, просто инвертировать и проанализировать … и культура, да — знание среды …
jan, 1.3.02007, 23:51:
и еще … часто «анализ навыков» подменяет анализ проблемы ….
vit, 2.3.02007, 15:42:
jan, тренинг — конечно, не универсальное средство, но очень эффективное. Тренинг не эквивалентен большему количеству времени, потраченному самостоятельно, т.к. очень большую роль играет взаимодействие в группе, которое, если оно правильно построено, дает качественно другой опыт.
О пользе writing skills, 16.6.02007, 08:56:
[…] Стив Рубел, специалист по вирусному маркетингу и сотрудник известного в блогосфере пиар-агентства Edelman, недавно заметил в своем блоге, что writing skills — писательские / литературные / журналистские / копирайтерские навыки (как их правильнее назвать? ваши мнения?) сегодня из удела специалистов становятся необходимостью практически для каждого. Я давно думал в этом направлении, хотя, грешен, ограничивал нуждающихся в литературных навыках категорией «предприниматель». […]
Философский штурм, 27.9.02007, 22:13:
[…] По моему убеждению, философия должна быть органичной частью набора компетенций современного человека, потому что только она дает возможность соотнести себя с людьми и идеями, которые оказали наибольшее влияние на историю мышления. […]
Новое: годичная программа Year of Change и англоязычные проекты / Kolesnik.ru, 23.11.02009, 09:24:
[…] программа Year of Change. В ней я решил обратиться к своей изначальной идее о создании программы-«университета». Очень […]