Матрица возможностей

pic

Матрица возможностей — это простой и действенный метод создания идей, позволяющий сделать даже рутинную работу интересной и получить на выходе достойный творческий результат. В определенных рамках он работает безотказно, а благодаря своей простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от нас требуется — это хорошо разбираться в области, в которой поставлена задача.

Матрицу возможностей (известную также как морфологический анализ, автор — астрофизик Фриц Цвикки) можно отнести к аналитическому поколению креативных методик, сформировавшемуся в период второй мировой войны. О морфологическом анализе уже многие писали, однако думаю, что не все читатели этого блога пробовали его практиковать — возможно, не в последнюю очередь из-за сложности имеющихся описаний. Поэтому постараюсь рассказать об этом методе как можно проще.

Область применения метода — решение творческих задач в многовариантном поле. Многовариантность возникает, в частности, когда поле уже хорошо вытоптано — в качестве типичного примера можно взять рекламную полиграфию. Это не единственная ситуация — могут быть и другие (например, придумать что-то совершенно новое, отталкиваясь от существующего поля), но оставим их за рамками этой заметки.

Лично я предпочитаю использовать матрицу возможностей для проектов, где нужно придумать что-то свежее, не отходя слишком далеко от сложившихся правил. Метод хорош тем, что позволяет использовать особенности такой ситуации (множество существующих примеров, правил и параметров задания) в свою пользу. Например (возвращаясь к полиграфии), давайте придумаем новый дизайн буклета.

Прежде чем приступить к работе, не забудем четко сформулировать задачу и основные требования. В нашем примере — «Создать презентационный буклет для вип-клиентов банка, бюджет неограничен».

Инструкция

  1. Нарисуйте таблицу, лучше всего примерно 5 столбцов на 10 рядов.
  2. В первом ряду выпишите основные параметры задачи. Например, если это дизайн буклета: формат, материалы, отделка, обложка/упаковка, стилистика.
  3. Заполните ряды таблицы вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, дизайнерская бумага, бумага ручной работы с вкраплениями шоколада/перьев/мелко нарезанных банковских купюр и т.д., калька, алюминий, пластик, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты нужно стараться придумывать поинтереснее, на минутку отойдя от стандартов — вы всегда потом успеете к ним вернуться. Может быть полезным использование случайного стимула или других простых и быстрых методов генерации идей.
  4. Произвольным образом компонуйсте отдельные ячейки в столбцах и смотрите, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная дизайнерская бумага с цветной забрызганной серебром калькой, выборочная УФ-лакировка, обложка из шлифованного алюминия с незаметной гравировкой имени любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если у кого-то вопрос бюджета стоит более остро, чем в этом примере, это не проблема, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, не будем пытаться перебрать абсолютно все варианты — может быть, проще использовать возникающие комбинации как, опять-таки, своего рода случайные стимулы. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, пока не углублясь в их критику.
  5. Когда наберется достаточное количество вариантов, выберите наиболее подходящий (если решение принимаете не вы, предложите несколько вариантов).

Как видите, все довольно просто. Секреты успеха заключаются в выборе небольшого числа самых существенных параметров (выбрать главное почему-то всегда бывает нелегко) и как можно большего числа самых невероятных вариаций, а также в хорошем знании темы. Остальное — дело времени. Его, кстати, уходит не так много — 20—30 минут.

Заметки по теме

Ссылки по теме

Комментировать (уже 14)

  • Константин:

    Нечто подобное но гораздо раньше придумал некий монах в эпоху инквизиции (у меня плохая память на имена — врать не буду)…. Он сделал машину для доказательства существования бога …

    Выглядело это примерно так: Он сделал 3 диска разного размера и соединил их осью на подобии пирамидки. На маленьком написал БОГ, на втором качества, например СИЛА, на третьем прилагательные, например ВЕЛИЧИЕ.

    Простым прокручиванием дисков можно было получить различные комбинации, например БОГ,СИЛА,ВЕЛИЧИЕ, — что расшифровывалось, как «Божественная сила величественна».

    По сравнению с вышеописанным методом — у монаха явное технологическое превосходство =) — целый автомат комбинаций.

    ….. к сожелению монах плохо кончил……..

  • vit:

    Раймонд Луллий не был монахом, он был терциарием, и кончил вполне нормально — несмотря на идею объединения трех монотеистических религий.

    Бумажные диски — возможно, не самое лучшее, что он создал, хотя в качестве инструмента для комбинирования различных свойств в объекте, думаю, удобно.

    Морфологический анализ — это не совсем то же, что перебор комбинаций. Комбинации являются просто исходной точкой, от которой удобно отталкиваться.

  • Djon:

    Обалденная идея, спасибо, что так просто и доступно объяснил, попробую сегодня =)

  • Женя:

    Прикольно я раньше вобще не когда про подобное не слышал. попробую разобратся что к чему поподробнее.

  • Леонид:

    Эх, а я считал, что первый это придумал. Интересный метод, но использовать его надо, по моему мнению, уж если голова совсем не варит. Серьезные проекты требуют более тщательного к себе отношения, чем такое «буриме».

  • Sergey:

    >> чем такое «буриме». Такие способы как раз очень точно просчитывают все, хорошо мат. модели простые составлять для работы с любыми объектами, даже идеями, тогда все идет намного более гладко.

  • Alaska:

    а мне понравилось. Всё нужно пробовать. Главное -просто и быстро!

  • Николай В.:

    Добрый день!

    Этот метод очень сильно похож на метод тренировки креативности Эдварда Де Боно. Как, например. в его книге «Генератор креатиffных идей».

  • Я думаю де Боно тоже вдохновился им у Цвикки.

  • Елена:

    Этот метод известен также под названием «матрица идей», он успешно используется в дизайне различных объектов, будь то интерьер либо модели одежды. В принципе, ему можно найти успешное применение в абсолютно любой области. Действительно можно получить очень интересные результаты!

  • […] — это случайный стимул, поверх которого наложена сетка из четырех параметров — свойства, функции, символы […]

  • […] Морфологический анализ (Morphological analysis), Матричный анализ (Matrix analysis), Список свойств (Attribute listing) — все это примерно одно и то же […]

  • MicK:

    А согласитесь, очень неудобно рисовать это все на бумаге? Да и варианты, которые мы генерируем якобы случайно — псевдослучайны. Потому я подумал, почему бы не предоставить это дело компьютеру? Вот такая интерактивная матрица возможностей получилась

  • […] в которой поставлена задача….». Полный текст статьи здесь.Так как я решила писать о том, что интересно мне, а […]

Добавить комментарий