Второе внимание: видеть сквозь паттерны

pic

Всем, наверно, знаком опыт повторения одних и тех же ошибок. Если нет — его можно хорошо отследить, понаблюдав за несовпадением своих намерений и фактов в какой-нибудь области, касающейся личного развития. К примеру, если вы осознали, какие преимущества дает ранний отбой, то не могли не заметить и того, как непросто оказывается его добиться — наши мысли вечером и утром почему-то сильно различаются, и напрямую заставить себя думать вечером то, что думаешь утром («какой я идиот, зачем я сидел за компьютером так долго»), практически невозможно. (Хотя обходные пути существуют.)

Люди обычно представляют себе внимание как активный фокус нашего восприятия, который мы намеренно направляем в ту или иную точку. На самом деле это ошибочное представление, возникающее задним числом — так же, как смысл снов возникает постфактум. Например, мы слышим звон будильника, а нам снится, что едет пожарная машина. На самом деле мы сначала слышим звон будильника. Однако во сне мы сначала слышим пожарную машину, которая при этом еще и вписывается в сюжет нашего сна, и лишь потом «догадываемся», что это будильник.

Реальность такова, что наше внимание пассивно — оно контролируется паттернами. (Если хотите убедиться в этом, обратите внимание на феномен непроизвольного чтения надписей :) Говоря философским языком, вещи нам себя показывают, а не мы на них смотрим. Наше восприятие — это препроцессор, где постоянно идет расшифровка кодов и подстановка наиболее подходящих паттернов, после чего информация передается сознанию для того, что мы считаем ее обработкой. Фактически же человек как человек, то есть мыслящее создание, существует только где-то в просветах между паттернами.

Грех — это отказ от рефлексии и вытекающего из нее действия в ситуации, когда паттерн начинает брать верх над личностью. Монашеская жизнь была в том числе попыткой устранить паттерны, ведущие к зависимостям, чтобы таким образом перестать вести зависимый образ жизни. (В неаутентичной версии монашеская жизнь — это еще и способ занять максимум времени «безопасной» деятельностью.)

Решение проблемы выхода из круга бессмысленного повторения одного и того же — это ответ на вопрос о том, как сохранить живую нить сознания, фактически находясь в плену у паттерна.

Существует ряд бесконфликтных систем, например, Аюрведа, где проблемы возникают из-за дисгармонии и решаются восстановлением исходного баланса. В других системах конфликт является необходимой частью реальности. На мой взгляд, конфликт возникает уже просто потому, что на какой-то точке своего развития паттерн неизбежно отстает от реальности и начинает препятствовать сознанию ее адекватно воспринимать.

Программа выхода из круга бессмысленного повторения одного и того же, как мне кажется, может состоять из трех шагов.

  1. Метанойя — внутренний переворот (глобальный или маленький), в ходе которого сознание формально берет власть над паттернами.

  2. Ломка старых конструкций и создание инструментов (распорядок дня, принципы, правила, приемы), позволяющих без особых потерь проходить сквозь «темное время», проводимое в плену у паттернов. Заповеди, кстати, — это принципы безусловного выхода из «черных дыр» особо могущественных паттернов, сильно искажающих реальность и создающих глубокую зависимость.

  3. Приобретение «второго внимания» — искусства видеть сквозь паттерны. Видеть здесь значит верить вопреки тому, что в данный момент кажется.

Для тренировки «второго внимания» и управления им нужны инструменты. Фактически человечество занималось изобретением таких инструментов всю свою историю. Самые, наверно, древние примеры — календарь и часы, а также ритуалы, отмечающие начало и конец.

В Аюрведе, возраст которой сложно оценить, это доши и гуны как способ интерпретации ощущаемого мира (то, что кажется) в мир реальный (то, что действует).

В развитых средневековых системах, связанных с уже упомянутой монашеской жизнью, сюда добавляются различные практики созерцания — например, католические четки и бревиарий или буддийские мантры и мандалы. В новое время интересным примером являются духовные упражнения Игнатия Лойолы — основателя ордена иезуитов.

Отдельная тема — дошедшие до нас восточные практики боевых искусств, поскольку главная задача поединка — это сохранение сознания.

Современные примеры систем управления вниманием, хотя и очень прикладных и узконаправленных, — латеральное мышление Эдварда де Боно или GTD Дэвида Аллена.

В целом после подросткового нигилизма новейшего времени и попыток уничтожения реальности в тоталитарных обществах двадцатого века от старых систем почти ничего не осталось — ритуал упразднен или доведен до абсурда, календарь урезан до нескольких праздников, духовные практики существуют только за пределами мейнстрима — в религиозных субкультурах и сектах. Можно видеть в этом повод для пессимизма. А можно предположить, что мы стоим на пороге появления новых, еще более развитых систем управления вниманием — поскольку задача никуда не делась и даже стала более сложной.

Комментировать (уже 23)

  • kash:
    А можно предположить, что мы стоим на пороге появления новых, еще более развитых систем управления вниманием

    Есть и обратная тенденция — появление новых особо мощных паттернов. В качестве примера приведу растущую популярность онлайн игр (просто работаю в этой области и ситуацию вижу более-менее четко). Очень часто вокруг популярных игр формируется своя субкультура, причем паттерн, который ее «обслуживает» получается очень мощным.

    Конечно, до корейско-китайского психоза в этой области нам, к счастью, еще далеко (убивать из-за игр у нас пока еще не начали), но начало положено…

  • благодарю! интересно и познавательно :)

  • vit:

    Что касается игр, примерно это я и имел в виду, говоря о том, что задача становится более сложной. Игры — это пример высокотехнологичных пожирателей внимания, способных вызывать глубокую зависимость. Фактически здесь идет борьба за наше внимание, потому что внимание — это деньги. Внимание, а не трафик :)

  • User:

    Да если разобраться, то вся культура переполнена сплошными паттернами и штампами. Вот например, онлайн-игры — большая часть их укладывается в рамки так называемой фентези-культуры. Или киберпанк — культура технобеспредела. Причем многие ассоциируют эти культуры соответственно с прошлым и будущим, что может сместить жизненную позицию в сторону пессимизма, если не осознать, что это всего лишь стиль без какой-либо привязки к реальности. Осознание этой нереальности — первый шаг к избавлению от зависимости. Как с тамагочи — помните массовые депрессии у японских детей от какого-то килопиксельного карманного заморыша? Кстати, о японцах — у них паттернизация жизни еще более сильна благодаря традиционной корпоративной культуре и культу принадлежности к корпорации, у восточных народов — к кланам, а каких-нибудь 150 лет назад и русские крестьяне не мыслили своей жизни без «барина». Заметьте, что после всех наших революций и либерализации у нас как-то не наблюдается массовой игровой зависимости в азиатских масштабах.

  • Anton:
    Приобретение «второго внимания» — искусства видеть сквозь паттерны.

    Чисто — дзен :)

  • Интересная тема, недавно, проведя для себя практику по целеполаганию и самомотивированию, суть которой то что собственные цели представляются ввиде яркого рекламного слогана, в качестве неожиданного бонуса получил навык видеть некоторые собственные паттерны, они воспринимаются как своеобразные дивизы. Но видеть мало, надо успешно с ними работать, после недолгих поисков нашел интересную технологию под названием BSFF, электронную книгу об этой методике можно найти здесь http://up.spbland.ru/files/070314152/ а сообщество пользователей этой методики http://community.livejournal.com/ru_bsff/

  • хорошая ссылка на пдф, благодарю :) кратко (сама суть): «Спокойное достижение цели«

  • vit:

    аутотренинг 2.0 — все возвращается на круги своя. Я совершенно спокоен :))

  • […] В этой заметке я хочу предложить новый инструмент второго внимания, который поможет лучше бороться с застоем в работе и и придаст мышлению свежую перспективу. […]

  • Кажется то, что вы называете здесь вторым вниманием, в восточной философии называется осознаностью, о важности которой говорится на протяжении тысячетлетий.

    Спасибо за интересный блог, являюсь его читателем уже очень долгое время.

  • Карина:

    Спасибо! Вы очень осознаны. Вы облачили в слова все мои отрывочные «открытия» о сохранении сознания. «Грех — это отказ от рефлексии».. возможно сейчас наоборот? аскетизм попытка вырваться из паттерна всеобщей порочности.

  • Фактически здесь идет борьба за наше внимание, потому что внимание — это деньги.

    Может именно поэтому

    ритуал упразднен или доведен до абсурда, календарь урезан до нескольких праздников, духовные практики существуют только за пределами мейнстрима — в религиозных субкультурах и сектах

    Еще одна мысль: Для чего создаются и существуют различные «маркетинговые технологии», ка не для того, чтобы вырабатывать нужные паттерны у как можно большего количества «потенциальных потребителей» и оставлять этих потребителей в плену этих паттернов? Какая «маркетинговая технология» потерпит существование «инструмента фокусировки внимания»?

  • […] Фактически Чопра излагает в этой книге основы своей системы управления вниманием. Внимание и намерение, по его мнению, — две основные силы, которые способны изменить нашу жизнь: внимание заряжает энергией то, на что оно обращается, а намерение его трансформирует. […]

  • Мы в матрице… По поводу второго внимания очень здорово написано в книгах у Карлоса Кастанеды. Практики развития осознания тольтекских магов, описанные им, очень эффективны. Там другое толкование второго внимания… Понимание своих стереотипов реагирования это путь к свободе, в книгах Кастанеды есть практические техники, позволяющие получать реальные результаты.

  • Книги КК я читал. Карлос безусловно выдающийся человек, но к его тольтекским магам и практическим техникам я отношусь сдержанно. Если есть желание и соответствующий настрой, то можно и выбивая подушку добиться таких же результатов)

  • Alkano:

    Вчера понакури попал в новое состояние сознания. Моя точка сборки сдвинулась ближе к точке разума. Немного похоже на то, о чем писал КК: общая рассеянность, в то время как мыслительные процессы проходят нереально быстро. Это как Дон Хуан говорил, что в точке разума видно безмолвное знание. Пытался проверить всё, всё логично, всё очень просто, всё, что говорил Дон Хуан — истинно, по крайней мере с точки зрения разума. Действительно, книги КК — кладезь знаний.

    Например то, что всё вокруг является намерением, и только. Единственное, что мы можем сделать — это «стать пешками», и тем самым стать магическими существами. И для этого не нужны слова, ведь слова — лишь передача намерения.

    Да, и то, что «настоящим властелином мира людей являются люди, у которых точка сборки находится в точке разума» — в этом убедился.

    Спасибо за статью))

  • Polina:

    Довольно интересно, особенно мне, как человеку абсолютно непосвященному даже в тонкости элементарной психологии, не говоря уж о подобных вещах… Но впечатление оставляет противоречивое.С одной стороны, такое глубокое понимание и такая убежденность в его правильности, пусть и обоснованная, пугает, как всегда наверное пугало людей все, что ломает старые стереотипы, а с другой — новая точка зрения всегда вызывает интерес…Подозреваю, что нашла что-то, многим давно известное, и рассуждаю наивно, но даже при всей моей неосведомленности такой подход показался мне очень здравым))) если уж рассуждать об этом.хотя еще одна мысль…а стоит ли в этом копаться? какую пользу это может принести в реальной жизни? да, полное освобождение от стереотипов реагирования может позволить яснее видеть истинную реальность…именно тому, кто над этим работает в себе.Конечно, каждый может увлекаться тем, чем хочет…Но изменит ли это когда-нибудь жизнь человечества?вряд ли…с большей вероятностью это самокопание от истинной реальности как раз уведет.Но конечно утверждать не берусь, это просто мнение, которое сложилось у меня после чтения статьи и комментов.Возможно я что-то и недопоняла)))

  • spipali:

    согласен с Alkano. Polina точно не допоняла.

  • Oksana:

    как способ выхода из паттернов — очень хорошо описано у Б. Эдвардс — «Художник внутри вас». Если кратко — то привычная «сортировка» поступающей информации через фильтры паттернов перестает быть если сталкиваешься «с тем что не знаешь» — для этого просто достаточно начать созерцать перевернутую картину — любую. Сознание перестает узнавать (нет привычно-узнаваемого) и внимание становится свободным от шаблонов — просто движется. Когда это получится — просто на улице становится возможным переключаться — набдюдая предметы не как привычные а как совокупность неизвестных линий и пространств между ними. В таком режиме восприятия мир очень объемный, цветной и реальный :) в отличие от восприятия через привычные паттерны

  • Oksana:

    Спасибо, Виталий что проясняете суть таких сложных явлений. Ваши статьи очень полезны и интересны. меня интересуют способы рассоздания паттернов без потери полезных навыков и информации. самое эффективное в практическом плане на эту тему — что нашла за свою жизнь — техники процессинга у Екатерины Джус на сайте. Сами статьи кажутся сухими и сложными для понимания и где-то не воспринимаются к действию как эффективные. Но методы действительно позволяют рассмотреть собственное пространство — как совокупность паттернов, которые организованы в субличности со всеми их конфликтами и фиксированными идеями, заряженными чувствами и эмоциями а значит и энергией. Если удается полностью рассмотреть законченные и капсулированные блоки информации — они сами растворяются (вернее осознание возвращает способность к произвольности и самоуправлению) — потому что в полном и объемном видении становится видна основа паттернов — какая-то ошибка восприятия в виде фиксированной идеи, которая не подвергалась пересмотру на адекватность и истинность лично для себя. Заметила — что умом и логикой мы можем видеть и понимать неадекватность собственного восприятия и действий, но без полного рассмотрения закапсулированных эмоциональных зарядов паттерны остаются целостными и от этого привычные действия потроряются в виде привязок и навязчивостей. Извините, если не очень внятно излагаю :)

  • Спасибо Оксана, интересные идеи. Я правда думаю, что слово «паттерн» здесь имеет двойное значение, то, о чем вы говорите, это не совсем то, о чем говорю я, хотя есть много параллелей.

    Последнее время я стал использовать слово «контекст» вместо слова «паттерн».

    Было бы интересно узнать о Вашем опыте на каком-то примере.

Добавить комментарий