Синтропия вместо энтропии

pic

На днях, просматривая архив своих проектов за последние десять лет, испытал изумление. Сначала от того, как много я в свое время сделал дизайна, в том числе для очень известных брендов. Потом от того, что почти весь этот огромный объем работы без остатка поглощен энтропией. (Вообще странное возникает чувство, когда случайно находишь в каком-нибудь журнале свой макет — будто твоя личная вещь случайно попала в антикварную лавку.) А в третий раз удивился, обнаружив проекты, которые были начаты много лет назад и до сих пор развиваются (например, Катена, возникшая в 1990 году во время службы в армии как простое развлечение).

Синтропия вместо энтропии.

И если главное — это то, что остается надолго, то главными удивительным образом оказываются такие вот синтропические проекты, когда-то не имевшие никакой особенной цели и хитроумного далекоидущего плана — они развиваются, все время давая новые ростки, в то время как проекты, когда-то казавшиеся большими и важными, давно и бесповоротно забыты.

На самом деле синтропическая нить есть в любом проекте, и это именно то, что мотивирует нас им заниматься. Но большие и важные обстоятельства, присутствующие в больших и важных проектах, чаще всего отодвигают ее на задний план и в какой-то момент делают непригодной для дальнейшего использования. Остается только ощущение выпорхнувшей из рук птицы… и удовлетворяющий всех коммерческий продукт, который никогда никому не был по-настоящему нужен.

А ведь если бы от каждого проекта, в котором мы участвовали, пока учились или работали на кого-то, оставалась хотя бы десятая доля действительно нужного людям результата, за несколько лет работы можно было бы попутно создать массу интересных вещей. Например (если говорить о дизайне) — портфолио, которое никогда не устареет. Примерно таким путем пошел в свое время Дэвид Карсон, сегодня — легенда графического дизайна, а когда-то — просто упрямый самоучка, не пожелавший расстаться со своим очень неудобным для работодателей видением того, что можно дизайнеру.

«Если ты не вложишь в дело самого себя, оно может стать мёртвым и скучным. Многие дизайнеры не делают этого, и это объясняет, почему вокруг так много скучающих дизайнеров и скучного дизайна. Один человек сказал с целью задеть меня, что все, что я сделал, было потворствованием своим желаниям. Я ответил бы ему: я надеюсь, что оно действительно было таковым. Именно тогда и получается самая лучшая работа. Люди используют идею следования своим желаниям в негативном смысле, но я бы не хотел, чтобы кто-то работал для меня без страсти, не стараясь изо всех сил сделать лучшее, что может. Он должен привнести в работу что-то свое, иначе я мог бы с тем же успехом нанять вместо него простого верстальщика». (The End of Print).

А началось все с увлечения серфингом, ставшего (тоже пример синтропии) одной из причин появления на свет журнала Beach Culture, который Дэвид полгода издавал на последние деньги и где делал абсолютно все, что так не любят работо- (а также из- и рекламо-) датели :)

Проблема, как всегда, в нас самих — в том, какие проекты мы выбираем, на какие условия соглашаемся, из каких предпосылок исходим, а в особенности — насколько легко мы готовы расстаться с тем, что нас мотивирует, в угоду внешним факторам — мнению большинства, давлению старших, указаниям начальства и сиюминутным финансовым интересам.

Выбор того, что мотивирует, это начало невероятно интересного и очень непростого пути в одиночку, туда, где никого нет. Плюс в том, что это и есть та самая новая рыночная ниша, о которой столько говорили капиталисты. Но дорогу туда, возможно, придется пропахать собственным носом)

Как добиться максимального синтропического эффекта в своих проектах?

  • Хорошенько подумайте, прежде чем соглашаться на заказ, проект, новую работу. Не давайте своего согласия, не взвесив все за и против и не обсудив ваших условий на берегу — в роли партнера по переговорам любой человек намного покладистее, чем в роли вашего босса. Кроме того, выдвигая условия, вы с самого начала показываете свою самостоятельность и ответственность, что не может не радовать нормальных людей, и отыгрываете свое пространство, что тоже не будет их огорчать, если вы умеете делать это тактично.
  • Попробуйте с самого начала понять, чем вас мотивирует этот проект и есть ли возможность превратить ваш интерес в конкретные и опять-таки интересные вам результаты, которые будут иметь самостоятельную ценность и могут быть использованы вами в будущем. Делая то, что нам по-настоящему интересно, мы растем в разы быстрее. Обратное, к сожалению, тоже верно.
  • Перед началом проекта и в его ходе постоянно задавайте себе вопрос: какую реальную пользу этот проект может принести другим людям (помимо меня и заказчика)?
  • Можете ли вы сделать в этом проекте то, чего другие сделать не смогут? Есть ли возможность внести в него что-то, присущее только вам?
  • Работая над проектом, не зацикливайтесь на общепринятых точках зрения — стремитесь видеть еще и альтернативы и выбирайте те, которые лучше отвечают вашему собственному видению.

Комментировать (уже 16)

  • Согласен с Вами как никогда :-). То, что тебе кажется просто твоим кратковременны развлечением и было придумано просто так без всяких продуманных стратегических планов, слоганов и схем позиционирования, и то, что делалось просто так без всякой причины, живёт дольше. Возможно, ещё и потому, что проекты, которые досконально прописываются имеют явно определённый конец. Конец он и в африке конец :-).

    А что касается

    «если бы от каждого проекта, в котором мы участвовали, пока учились или работали на кого-то, оставалась хотя бы десятая доля действительно нужного людям результата».

    то я думаю, что сейчас уже мало кто знает, что ему нужно. Уже трудно определить, какое желание от тебя хотят и какое твоё лично (учитывая, что личное и публичное пространство в эпоху модерна сильно видоизменило радио и ТВ). Раньше было всё понятно: надо было есть и одеваться — это были основные проблемы, которым себя люди и посвящали. С появлением магазинов со складами и массового производства вопросы выживания пропали. И реклама и дизайнеры постепенно стали формировать выдуманные образы, к которым сейчас все и стремятся. Поэтому людям, в принципе, сегодня ничего и не нужно. I think :-). Но потреблять всё-таки хочется.

  • Спасибо, Егор, да, вот и Дима Честных недавно об этом написал.

    По поводу второй части вашего комментария: очень сложную вы затронули тему. Я думаю, никогда ничего не было понятно и всегда люди жили больше мечтой, чем естественными потребностями. Достаточно посмотреть на историю моды и на то, каким неудобствам люди себя подвергали ради нее.

  • Алексей:

    Обеими руками ЗА — на удочку обещаний работодателя надо научиться не попадаться еще с младенчества :) А выдуманные образы были всегда — реклама — вторая древнейшая :) Виталий, а ведь и те Ваши работы интересно тоже посмотреть :)

  • Егор Суворов пишет: Раньше было всё понятно: надо было есть и одеваться — это были основные проблемы, которым себя люди и посвящали. С появлением магазинов со складами и массового производства вопросы выживания пропали.

    Здесь я больше согласен с Виталием: часто кажется, что раньше всё неизменно было проще; в том числе и в отношении отдельных человеческих мотиваций — прежде всего требовалось удовлетворить жизненно необходимые потребности (хотя ещё разобраться, что именно в них всегда входило), а уже потом всё остальное, включая стремление к модерну во всех его видах)) Как это банально не прозвучит, но, конечно, и люди и мир изменялся и изменяется, однако потребности и стремления и людей и, позволю себе заметить, других существ (к примеру, сложные развлечения и забавы кошек или игры умных птиц вроде ворон) всегда включали в себя очень разнообразные и совсем необязательные с точки зрения простой «материалистической» логики вещи. И ещё, действительно, стоит понять, что именно всегда (третий раз повторяю это слово)) было и будет главным и особенно ценным, что ли, в человеческой и иных мотивациях. А примеров и материалов для изучения (подобно отмеченной Виталием моды) в этом отношении предостаточно.

  • Однако мода безит быстрее чем мы едем

  • …а в особенности — насколько легко мы готовы расстаться с тем, что нас мотивирует, в угоду внешним факторам — мнению большинства, давлению старших, указаниям начальства и сиюминутным финансовым интересам.

    Метко.

    Я бы обобщила — нельзя предавать себя даже в мелочах. И тогда синтропия (то же самое, что негэнтропия, насколько я понимаю?) появится уже в масштабе всей жизни.

  • Dron:

    а я думаю, что надо меньше париться на эту тему и все устаканится само собой. Потому что тупо качать права и переть напролом, мол, я гений-одиночка и знаю то, чего вам сейчас не понять — это именно тупо. В рамках любого проекта можно реализовать свои заскоки. Пусть не полностью, но уже зацепить.

  • Спасибо, Вероника, хороший у вас блог. Еще бы картинку верхнюю вам кто нарисовал… а то не туда дорога идет)

    Dron, вы тоже заведите блог. Сами знаете, почему.

  • Андрей:

    Да, вроде все так более менее понятно, но что делать молодым? Я имею в виду тем, кто пока не начал создавать больших проектов (хотя, думаю, некоторые в 20 лет уже что-то глобальное делали) ? Реально трудно выбрать то, что действительно мое, приходится столько перебирать! Сейчас очень много времени отдал научной работе, в основном, это программа — но чувствую, что мне по характеру не сильно подходит усидчивая и рутинная работа, мне нужно больше движения и изменений (и в прямом смысле тоже) Получается, что опять это всего лишь осядит на моем винчестере, ну, может быть, будет еще применяться в институте… но — хочется другого! Тогда, блин, почему некоторым людям везет и они сразу насчупывают жилу таланта и без лишних отклонений идут в гору? :( А некторые ведь могут до конца жизни искать свое… и не найти)

  • Андрей, я думаю, здесь есть 2 фактора. Во-первых, это способность видеть и делать главное, то есть то, что действительно нужно людям. Потому что можно себя загрузить под завязку деятельностью, которая по большому счету никому не нужна. Я думаю, что этот навык — тренируемый.

    И второе, я думаю что прав старина Гэленсон насчет различий между концептуальными и экспериментальными инноваторами — первые достигают успеха в молодости резким скачком, а вторые растут медленно в течение всей жизни.

  • Виталий, спасибо, ваш пока лучше — есть куда расти)

    Андрей, я люблю одно высказывание: «Жизнь человека, какой бы длинной она не была, состоит из одного момента, момента, когда человек раз и навсегда понимает, кто он». Мне очень знакомы такие метания. Лично я после них всегда возвращалась к коучингу, и в один прекрасный день поняла, что больше не нуждаюсь в доказательствах. Одна из основ коучинга — все ответы уже есть внутри человека.

  • А картинку действительно сменила)

  • Я просто живу. И делаю то, что мне нравится и что интересно лично мне. Стоило заявить о своей цели, как нашлось немало лузеров, попытавшихся порушить мою идею, основываясь на своих собственных неудачах, а в бОльшей степени на лени. А ведь самый кайф не в том, что ты получишь в результате, а самый процесс. Извиняюсь, если несколько сумбурно высказалась. :) Просто нашла подтверждение своим мыслям в очередной раз. Спасибо!

  • […] А начиналось все, как это обычно бывает в случае синтропического проекта, не с хитроумного мегаплана, а с совершенно интуитивного, я бы даже сказал иррационального ощущения — когда, говоря словами классика, «ты чувствуешь сквозняк оттого, что это место свободно». […]

  • Принципы супер! Применяю в своей деятельности.

Добавить комментарий