О типах людей

pic

Личный успех сегодня все больше зависит от коммуникаций. При этом количество контактов в наших адресных книгах, не говоря уже о социальных сетях, исчисляется сотнями и даже тысячами и продолжает расти, чего не скажешь о качестве. Один из возможных путей решения этой проблемы — использование той или иной типологии людей: определение типа партнера и подстройка формы и содержания коммуникаций под этот тип.

Попытки классификации людей вызывают у многих вполне понятное сопротивление («меня посчитали»), однако для профессионалов — хэдхантеров, сейлзов, тренеров — этот подход вся чаще становится нормой. В конце концов, каждый из нас интуитивно строит по жизни свою эмпирическую типологию, просто до системы мало кто доходит. Да и с точки зрения личного развития тоже не вредно узнать о себе чуть больше. Так что оставим пока за кадром плюсы и минусы этого подхода и просто попробуем составить объемное представление о существующих типологиях.

Для удобства я разделил типологии на четыре группы: природные, символические, ролевые и динамические.

Природные типологии

Это типологии, которые основываются на тех или иных представлениях о природе вещей — мира в целом или психики в частности. Они разделяют общий постулат о существовании изначальной природы вещей и соответственно человеческих типов, предопределенных устройством мира, личной историей человека, генетикой и т.д. Переходы между типами в этих типологиях, как правило, либо невозможны, либо очень затруднительны, либо имеют негативный смысл (пракрити и викрити в аюрведе).

Четыре темперамента — самая, наверно, старая в западном мире типология, создание которой приписывают Гиппократу, который считал, что поведение человека обусловлено преобладанием в его организме одного из четырех элементов — «жизненных соков»: крови, желчи, черной желчи и лимфы, что дает четыре психофизических типа — сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В разных формах эту типологию развивали Гален, Авиценна, Кант, Штайнер, Павлов, Айзенк, Фромм и другие. С середины двадцатого века она стала терять актуальность и вливаться в другие типологии.

Три доши — Вата, Питта и Капха — определяют аюрведические типы психофизической конституции (помимо трех основных существуют также комбинированные типы). Интересная особенность Аюрведы — идея о том, что доши находятся в состоянии динамического баланса во внутреннем и внешнем мире и между собой: во-первых, с возрастанием одного элемента два других убывают, а во-вторых, возрастание элемента во внешнем мире приводит к его возрастанию внутри человека. Вероятно, это одна из самых древних из сохранившихся восточных типологий. Мини-тест

Восемь типов Юнга образуются из комбинации двух типичных установок людей по отношению к внешнему миру — экстравертной, то есть стремящейся от субъекта к объекту, и интровертной, то есть убегающей от объекта к субъекту, — и двух пар функций: мышление/чувство и сенсорика/интуиция.

Вот, например, как Юнг описывает интуитивных экстравертов:

«Интуитивный человек никогда не находится там, где пребывают общепризнанные реальные ценности, но всегда там, где имеются возможности. У него тонкое чутье на все, что зарождается и имеет будущее. Он никогда не находится в условиях устойчивых, издавна существующих и хорошо обоснованных, имеющих общепризнанную, но ограниченную ценность. Так как он всегда находится в поисках новых возможностей, в устойчивых условиях он рискует задохнуться. Правда, он очень интенсивно берется за новые объекты и пути, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но, как только размер их установлен и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного развития, он тотчас же хладнокровно бросает их без всякого пиетета и, по-видимому, больше даже не вспоминает о них. Пока существует какая-нибудь возможность, интуитивный прикован к ней как бы силой рока. Кажется, как будто бы вся его жизнь растворяется в новой ситуации. Создается впечатление — и он сам разделяет его, — как будто он только что достиг поворота в своей жизни и как будто он отныне не способен ни мыслить, ни чувствовать ничего другого… Мораль интуита не интеллектуальна и не чувствительна; у него своя собственная мораль, а именно верность своему видению и добровольное подчинение его власти. Он мало считается с благополучием окружающей среды. Физическое благосостояние окружающих, как и его собственное, не является для него веским аргументом. Столь же мало у него уважения к убеждениям и жизненным привычкам окружающих, так что нередко его считают безнравственным и беззастенчивым авантюристом. Так как его интуиция занимается внешними объектами и чутьем выискивает внешние возможности, то он охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. К этому типу принадлежат многие биржевые дельцы, акулы бизнеса, продюсеры, политики и т.д.»

Думаю, не ошибусь, если отнесу к этому типу Ричарда Брэнсона, в котором столь многие впечатлительные интроверты видят идеальный образец успешного предпринимателя :)

Как и доши в Аюрведе, функции у Юнга являются взаимно компенсирующими, то есть развитость одних функций означает подавление других. Новшество типологии Юнга — классификация людей по способам восприятия и переработки информации, так как именно с этим связаны выделяемые им функции.

Производные

  • MBTI (Myers-Briggs Type Indicator) — доработка юнговской типологии, в которой 4 пары функций (Extraversion/Introversion, Sensation/iNtuition, Thinking/Feeling, Judging/Perceiving) образуют 16 типов. На сегодняшний день эта типология наиболее распространена в бизнесе и бизнес-образовании и имеет одно из лучших соотношении валидность — надежность. Тест
  • Соционика — аналог MBTI на постсоветском пространстве.
  • KTS (Keirsey Temperament Sorter). Эта типология находится где-то посередине между темпераментами и юнговскими типами. Она предполагает 4 «кольца» личностных особенностей, наподобие годичных колец дерева, показатели каждого располагаются между двумя крайними точками (например абстрактное-конкретное). Кореллирует с MBTI. Тест (требуется несложная регистрация).
  • Big Five — 5 типов-параметров, показатели по каждому должны стремиться к положительному полюсу (например, экстраверсия в этой системе считается идеальным состоянием, а интроверсия — отклонением). Тест
  • Типы NLP: в NLP типы определяются по доминирующему каналу восприятия: визуалы, аудиалы, кинэстетики и дискретный тип.
  • См. также DICS, Interaction Styles, Social Styles, FIRO, акцентуации Леонгарда.

Сильная сторона природных типологий — привязка к реальности и соответственно возможность тестирования. Слабая — в том, что постулат о существовании некоей изначальной природы вещей в наше время утрачивает смысл. Жизнь вокруг нас меняется слишком быстро, и мы меняемся вместе с ней.

Символические типологии

Типологии, связанные не столько с конкретным устройством мира, сколько с тем или иным набором символов. Работают скорее по принципу случайного стимула и поэтому помогают открывать интересные черты, неочевидные для природных типологий. Злые языки говорят, что успех символических типологий основан на эффекте Барнума (человек склонен находить в двусмысленных формулировках то, что ему соответствует).

  • Зодиак. Наверно, самая общеизвестная типология. Существуют западная, индийская, китайская (12-летние циклы) и другие разновидности. Удобство в том, что определить свой тип не составляет никакого труда :) Обратная сторона — неоднозначность интерпретаций. Сюда же отнесем планеты и прочую натальную астрологию.
  • Стихии. Эта типология исторически близка к четырем темпераментам и другим типологиям первого типа, но сейчас используется в качестве символической. Сюда же можно отнести более редкие типологии, связанные с цветами, геометрическими формами, драгоценными камнями и другими наборами символов.
  • Карты Таро. Набор архетипов, расположенный где-то посередине между символическими и ролевыми типологиями. Существует привязка карт Таро к соционике.
  • Эннеаграмма личности — применение эннеаграммы Четвертого пути (Гурджиев, Успенский и другие) к этапам личного развития. Эннеаграмма описывает 9 типов людей и их взаимоотношения. Хотя эта система чем-то похожа на юнгианскую и другие типологии первого типа, она основывается на эзотерическом учении, которое не может быть проверено при помощи научных исследований. Тем не менее, и здесь существуют тесты, например этот — кстати, неплохой.

Сильная сторона символических типологий — широкое поле для интуиции, возможность угадывать о человеке совершенно невероятные вещи. Однако они требуют развитых навыков интерпретации знаков и глубокого знания знаковой системы, что весьма трудоемко.

Ролевые типологии

К этой группе мы отнесем типологии, связанные в первую очередь с социальной ролью, хотя параллельно они имеют и символическое измерение.

  • Сословия и профессии. Многие типы, возникшие в обществах далекого прошлого, продолжают оставаться актуальными и в наши дни, например рыцарь, мясник, шут и т.д.
  • Животные / тотемы. Один из наиболее интуитивно понятных способов классификации людей. В наше время эта типология использована группой Pink Floyd в альбоме Animals, где люди подразделяются на 3 типа: псы, овцы и, ммм, свиньи.
  • Архетипы Марк-Пирсон. Любопытная типология, которую на основе юнговской идеи архетипов построили Маргарет Марк и Кэрол Пирсон в книге «Герой и бунтарь» (The Hero and the Outlaw: Building Extraordinary Brands Through the Power of Archetypes). Содержит 8 типов: Правитель, Герой, Мудрец, Искатель, Ребенок, Любовник, Славный малый и Хранитель. Привязана к 8 типам юнговской типологии. Идею подхватили рекламные агентства, Young&Rubicam даже создало по ее мотивам ныне благополучно забытую методику персонализации бренда под названием Y&Rchetypes. Подробнее здесь и здесь.

Сильная сторона ролевых типологий — легкое, интуитивное определение типа, слабая — не особенно понятно, какие из этого сделать выводы :)

Динамические типологии

Последняя группа типологий, наименее многочисленная, отличается наличием определенной иерархии типов, плюс к этому здесь возможна эволюция от низших типов к высшим. Тип здесь является не чем-то врожденным, скорее это один из этапов личного развития.

  • Чакры: сопоставление этапов развития человека чакрам — энергетическим центрам тела.
  • Гуны в индийской философии Санкхья: Тамас (инерция), Раджас (активность), Саттва (баланс). Саттвический тип людей признается высшим и его можно достигнуть, поднимаясь от Тамаса через Раджас.
  • Типология Гумилева, основные параметры — инстинкт, пассионарность и пара аттрактивность-эгоизм.

Преимущество таких систем — наличие вектора личного развития, недостаток — сложности с определением своего текущего местоположения :)

Выводы

После такого разнообразия (а затронуты, конечно, только верхушки) с трудом верится, что какая-то одна типология существенно лучше остальных по содержанию — тем более, что многое зависит от задачи. Скорее использование типологий является своего рода стимулом, способствующим лучшему пониманию человека, — если, конечно, при этом избегать шаблонов, скоропалительных выводов и буквоедства. Можно также использовать несколько типологий сразу, если нужно составить объемную картину.

Возможно, со временем появятся сервисы для быстрого определения типа в онлайн-коммуникациях, позволяющие с большой степенью вероятности определить тип человека на основании некоторого количества написанных им текстов (например, переписки), а также будут разработаны соответствующие типологии. А может быть, развитие пойдет по пути приобретения людьми продвинутых личных навыков типизации.

Приглашаю всех поделиться мыслями, а также ссылками на интересные типологии и хорошие тесты.

Заметки по теме

Комментировать (уже 24)

  • Боровой:

    информация от проф. психолога: современная психология пришла к выводу что о классификации типов характеров давно следует забыть, это не оправдалось.

  • Glader:

    К символическим можно отнести еще типологию Княжны с ее драконами, единорогами и прочей живностью.

  • VV:

    Животный тип строя психики — когда всё поведение особи подчинено инстинктам и удовлетворению инстинктивных потребностей, не взирая на обстоятельства.

    Строй психики биоробота, «зомби» — когда в основе поведения лежат культурно обусловленные автоматизмы, а внутренний психологический конфликт «инстинкты — культурно обусловленные автоматизмы» в поведенческих ситуациях в большинстве случаев разрешается в пользу культурно обусловленных автоматизмов. Но если изменяющиеся общественно-исторические обстоятельства требуют отказаться от традиционных в той или иной культуре норм поведения и выработать новые, то «зомби» отдаёт предпочтение сложившейся традиции и отказывается от возможности творчества.

    Демонический строй психики характеризуется тем, что его носители способны к творчеству и волевым порядком могут переступить и через диктат инстинктов, и через исторически сложившиеся нормы культуры, вырабатывая новые способы поведения и разрешения проблем, возникающих в их личной жизни и в жизни обществ. Будет ли это добром или злом в житейском понимании этих явлений окружающим — зависит от их реальной нравственности. Обретая ту или иную власть в обществе, демонизм требует безоговорочного служения себе, порождая самые жестокие и изощрённые формы подавления окружающих. Один из наиболее изощрённых вариантов проявления принуждения окружающих к добродетельности, в качестве образца поведения привёл Ф.М.Достоевский в «Селе Степанчиково и его обитателях » (Фома).

    Человечный строй психики характеризуется тем, что каждый его носитель осознаёт миссию человека — быть наместником Божиим на Земле. Соответственно этому обстоятельству он выстраивает свои личностные взаимоотношения с Богом по Жизни и осмысленно, волевым порядком искренне способствует осуществлению Божиего Промысла так, как это чувствует и понимает. Обратные связи (в смысле указания на его ошибки) замыкаются Свыше тем, что человек оказывается в тех или иных обстоятельствах, соответствующих смыслу его молитв и намерений. Иными словами Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств.

    Ещё один тип строя психики люди породили сами.

    Опущенный в противоестественность строй психики — когда субъект, принадлежащий к биологическому виду «Человек разумный», одурманивает себя разными психотропными веществами: алкоголем, табаком и более тяжёлыми наркотиками наших дней. Это ведёт к противоестественному изкажению характера физиологии организма как в аспекте обмена веществ, так и в аспекте физиологии биопóля, что имеет следствием множественные и разнообразные нарушения психической деятельности во всех её аспектах (начиная от работы органов чувств и кончая интеллектом и волепроявлением), характерных для типов строя психики животного, зомби, демонического (носители человечного типа строя психики не одурманивают себя). Так человекообразный субъект становится носителем организации психики, которой нет естественного места в биосфере, и по качеству своего не отвечающего складывающимся обстоятельствам поведения оказывается худшим из животных. И за это нарушение им самим предопределённого для него статуса в биосфере Земли он неотвратимо получает воздаяние по Жизни.

    (Из Концепции Общественной Безопасности)

  • Боровой:

    академическая психология действительно скептически относится к типологиям, включая наиболее разработанные и наукоподобные — MBTI, KTS и т.д. Что не отменяет того факта, что миллионы людей проходят эти тесты и они активно используются в бизнесе. Никакой тип не подходит на 100% — речь идет о практических применениях, допускающих определенную степень неточности. Лично я вижу, что по крайней мере некоторые типологии неплохо работают — и мне кажется, что это лучше, чем их полное отсутствие. Ну и про случайный стимул я сказал уже.

  • jloki:

    Спасибо! Отличный и очень системный пост, дает общую картину.

  • Экономические типы личности

    Собиратель. Низкоквалифицированный труд.

    Фермер. Квалифицированный труд.

    Инженер. Высококвалифицированный профессиональный труд.

    Менеджер. Организаует людей, рационально распределяет ресурсы, для достижения поставленных задач.

    Эксперт. Производит знания, стратегии, технологии, модели, картины мира.

    Сетевик. Создает сети, организовывает лобби.

    Хай-хьюмер. Занимается личным совершенствованием, модернизацией личности.

    Человек Божий. Делает добрые дела, все, что нужно получает от Господа Бога (только не спрашивайте меня «как это?»).

    Источник

  • Типологии и тесты

    Джим Барретт и Джеофф Вильямс «Проверь свои способности», Ростов н/Д, Феникс, 2006. Эта книга хороша системностью — в ней последовательно тестируются способности, индивидуальность и мотивация. Авторы практиковали свою методику на протяжении нескольких лет, то есть она апробирована и, по их мнению, приводит к хорошим результатам.

    Подборка тестов от E-xecutive. Здесь Вы не найдете глубоких и фундаментальных тестов (или их не нашел я), однако, выяснить насколько Вам присущи те или иные черты характера можно. Основной недостаток подборки — спекулятивность. Часто возникают сомнения, что перед тобой: тест или рекламный продукт, единственная цель которого стимулировать продажи конкретного автора.

    Тест ММПО — московский многофункциональный психологический опросник. Фундаментальная вещь — 602 вопроса. Вас оценят по 26 шкалам. Недостатком теста я считаю несоответствие потраченного времени и получаемых результатов. На мой взгляд, если я заполняю тест полтора часа, то и с результатами я должен знакомиться не меньше часа и вправе ждать неких «откровений».

    Источник

  • Миша Бланк:

    Ух, сколько всего интересного: на месяц чтения хватит! :) Интересно, какой типологией вы пользуетесь для бизнес-коммуникаций? Также хотелось бы узнать что-нибудь по поводу «подстройки формы и содержания коммуникаций под этот тип». Это то, что в НЛП называется «моделирование»? И как понять под что подстраиваться, если столько типологий? :)

  • Я думаю, что каждая типология подразумевает свой способ подстройки. Мне нравится ведическая типология. Комуникации в ней строятся исходя из того, будет ли лучше компенсировать или усиливать доминирующую дошу.

    Отдельный вопрос — этическая сторона подстройки. На мой взгляд, подстройка, имеющая целью улучшить качество общения, этична, в отличие от подстройки, направленной на манипуляцию. Но грань здесь достаточно тонкая. Вот вам пример:

    «Враг внимательно присматривается к тому, является ли душа грубой или тонкой, и если она тонкая, то старается сделать ее еще более тонкой и довести ее в этом до крайности, дабы легче ее возмутить и погубить. Например, если видит, что душа не допускает не только смертного греха, но и отпустительного или тени добровольного греха, тогда враг, видя, что не может заставить душу впасть во что–либо имеющее хотя бы подобие греха, старается заставить ее видеть грех там, где его нет; например, в каком–либо слове или малейшей мысли. Если же душа груба, враг старается ее сделать еще грубее. Например, если до сих пор она пренебрегала простительными грехами, то он старается сделать так, чтобы она пренебрегала и смертными грехами, и если прежде хотя немного заботилась о грехах, то теперь — чтобы заботилась еще меньше или вовсе об этом не заботилась. Душа, желающая преуспевать на духовном пути, должна всегда поступать противоположно тому, как поступает враг; а именно, если он старается сделать душу грубее, она должна стремится сделать себя тоньше; если же он стремится довести ее до крайней тонкости, то душа должна утвердиться в середине, дабы чувствовать себя вполне спокойной.» (Игнатий Лойола)

    Так что понять, под что подстраиваться, придется самостоятельно)

  • Виталий, спасибо за подборку. Обязательно упомяну ее в следующем обзоре статей, и воспользуюсь сам, поскольку тоже готовлю материал по типологии для своего сайта.

  • с точки зрения бизнеса интересны типологии : Белбина и Ицхака Адизеса

    Их видимо можно отнести к природному типу, но цель их построения немного другая поэтому возникает желание расширить тип до — функционального. Т.к. систематизация осществляется с точи зрения определенной цели.

  • Дмитрий, спасибо, интересно, для других читателей — вот ссылки, о которых идет речь.

    PAEI (Ицхак Адизес): описание, тест (тест не особо впечатлил)

    Belbin Team Roles (тест платный)

  • Ольга:

    Виталий, спасибо. Последние годы увлеченно изучаю типологии. И Ваш пост совершенно в тему — логично, основательно…по полочкам. Очень благодарна. Я бы добавила — Психейога (психософия)Афанасьева…..рассматривает приоритет человека своих собственных — Ум, Тело, Душа и Воля….всего 24 типа. http://psycheyoga.ru/psikhe-joga/

  • Ольга, спасибо, вот еще оттуда по ссылке попал на заметку по теме: Типология как свойство наблюдателя.

  • Есть такая шутка-пословица «Вася прекрасно понимает, что он делает — только не знает зачем». Вот и с этими типологиями-класификациями — да, наверное, это круто быть прошаренным в вопросах типологии людей, но снова этот вопрос «зачем?». Может эти знания помогают быстрее сосчитать и разложить по полочкам «овец» в стаде, ну т.е. людей, но зачем… зачем это мне, зачем это тебе, зачем это ей и ему.

  • Асия:

    Типа » человека «» нет. Это продукт начиненный знанием. Родился ничего не знал , поел и отрыгнул им. Вот и все что на эту тему можно сказать. Нельзя сказать о человеке жедрый ,просто он жил среди жедрых. и т.д.

  • boblin:

    А типология Фельдмана почему не упомянута? Она, в общем-то, довольно уникальна, если сравнивать с упомянутыми здесь…

  • Спасибо, для тех кто интересуется, вот две ссылки — более наглядная и более подробная. Если есть еще ссылки, скидывайте.

  • Кстати вот отсюда цитата понравилась (к вопросу о ненаучности типологий):

    Никогда мы не можем утверждать, что та вода, которая течет из-под крана это дистиллированная вода, что это в чистом виде Н2О. Точно также мы не можем утверждать, что человек, живущий на земле и ходящий по земле, это представитель чистого типа ИМ, и никаких у него нет индивидуальных особенностей. Соционическая модель, как модель идеального газа или идеальной жидкости в физике, служит только первым шагом модели, на которой дальше можно наращивать модель более полную.

  • александр:

    Могу предложить собственную классификацию людей -психогенетическую. Я ею пользуюсь уже 25 лет. Она позволяет не только объективно определить качества каждого человека, но и делать выводы об его использовании в различных видах социальной деятельности, то есть проводить аттестацию и сертификацию людей.

  • Шикарная подборка, просто шикарная! Спасибо. Даю ссылку на неё со своего форума.

  • Ещё нашёл вот: Универсальная восьмеричная модель личности. Врач-психотерапевт Д.В.Головков http://doctordima1958.narod.ru/8UML.doc

  • Константин:

    Очень ценная статья! Спасибо за ваш труд.

    Свои 5 копеек:

    По трем Дошам аюрведы вот здесь хорошо структурированная информация: http://1-veda.ru/_ayurved/doshas.html

    Также предлагаю добавить ведические варны: http://istinaved.ru/oiv/681-vdharma.html http://istinaved.ru/filvtablh/728-varnvdh.html

Добавить комментарий