Экспансия миров

pic

На тему искусственных миров меня навела загадочная рукопись, пришедшая в 1978 году в редакцию одного миланского издательства. Называется она Codex Seraphinianus и представляет собой энциклопедию фантастического мира, придуманного итальянским дизайнером Луиджи Серафини.

К слову, сейчас первые издания книги стоят на Амазоне от $550, но недавно в Европе вышло новое издание за 89 евро. Не знаю, монетизация это или просто отбивание затраченного времени (его у Серафини ушло 30 месяцев — при объеме книги в 360 листов это 12 листов в месяц). Ну, а выглядит это так (взято отсюда):

Известный многим Борхес пошел дальше. В своем коротком рассказе Tlön, Uqbar, Orbis Tertius он не только придумал несуществующий мир, но и перемешал реальное и вымышленное столь изощренно, что вопрос о достоверности этого рассказа выходит за пределы наших возможностей, поскольку Борхес смешивает реальное с вымышленным не только на уровне обычной реальности, но и внутри реальности вымышленной. Вот посмотрите, сколько всего об этом маленьком рассказике в любимой Википедии понаписано.

Кстати, раз уж зашла речь о рукописях, не могу оставить в стороне знаменитую рукопись Войнича, которая, возможно, послужила прототипом для Серафини. Это тоже своего рода энциклопедия некоего мира, первым известным хозяином которой был один чешский алхимик 17 века.

До сих пор так и не установлено, описывает ли рукопись Войнича реальный мир или вымышленный. Язык и алфавит книги тоже неизвестны, и пока что ни одному криптографу не удалось расшифровать из нее ни единого слова. Даже изображенные в книге растения практически не поддаются идентификации.

Ну и несколько общеизвестных примеров. В области литературы — миры «Властелина Колец», «Нарнии» и «Гарри Поттера». Далее миры ролевых игр, сначала «реальных», а потом и онлайновых — типа World of Warcraft, где сейчас 11 миллионов подписчиков. И наконец «настоящие» виртуальные миры — такие как Second Life, где есть своя экономика, своя валюта (которую можно менять на реальные деньги), представительства многих реальных компаний и люди, занимающиеся реальным бизнесом исключительно внутри этого мира.

Для чего могут быть нужны вымышленные миры? Для того, чтобы снова сделать жизнь свежей, яркой и осмысленной (как в «Гарри Поттере»). Для того, чтобы создать возможность посмотреть на вещи иначе и таким образом глубже понять реальность (как у Борхеса). Для того, чтобы изменить то, что нельзя изменить в физическом мире (телепортация или возможность летать в Second Life).

В связи с этим вопросы:

  • Какими непременными атрибутами должна обладать среда для того, чтобы она могла называться миром?
  • До какой степени можно сравнивать искусственый мир с миром реальным? (в мире World of Warcraft по недосмотру разработчиков однажды случилась «реальная» эпидемия, за несколько дней уничтожившая самые густонаселенные города).
  • Будет ли количество новых миров расти чем дальше, тем больше, вызывая дезинтеграцию реальности, или при достижении какого-то порога они начнут интегрироваться между собой и с реальным миром и постепенно сольются в единую расширенную реальность?
  • Будет ли общественная жизнь вообще и бизнес в частности все больше перемещаться в виртуальные миры, поскольку там во многих отношениях удобнее (например, уже упоминавшаяся телепортация), оставляя реальный мир для приватной жизни?
  • Находимся ли мы в начале «индустриального этапа» создания виртуальных миров?

И последний, наверно, самый острый вопрос — поставленный Борхесом:

Ten years ago any symmetry with a resemblance of order — dialectical materialism, anti-Semitism, Nazism — was sufficient to entrance the minds of men. How could one do other than submit to Tlön, to the minute and vast evidence of an orderly planet? It is useless to answer that reality is also orderly. Perhaps it is, but in accordance with divine laws — I translate: inhuman laws — which we never quite grasp. Tlön is surely a labyrinth, but it is a labyrinth devised by men, a labyrinth destined to be deciphered by men… The contact and the habit of Tlön have disintegrated this world. Enchanted by its rigor, humanity forgets over and again that it is a rigor of chess masters, not of angels.

Другими словами, не покажется ли людям иллюзия порядка, присутствующая в виртуальном мире, созданном человеком для человека, более привлекательной, чем непостижимость мира реального?

Комментировать (уже 12)

  • Возможно, будет интересно проанализировать к чему идет игровая индустрия. Логическим очеловеченным продолжением «World of Warcraft» будет виртуальный мир «заданный» множеством эмуляторов (Сталкер, .. самолет, танчик, .. пехотная стратегия, еще больше космическая стратегия). Будет возможность как служить снайпером группы захвата, так и дослужиться до генерала «Дюны».

    В таких мирах политические, культурные, социальные и т.д. составляющие, построенные естественным путем, будут зависеть в большей степени от человека и «физических» ограничений мира. Уверен, что самой популярным направлением будет война, если к тому времени это не перестанет быть для многих запретным плодом о станет реальностью.

    Такой гибкий подход может быть инструментом и способом отражения креатива новых Луиджи Серафини и Борхеса. Такие нереальные миры также будут популярны.

  • Из этой статьи узнал, что есть second life, оч.интересно, даж побродил там немного.

    Насчет перевернется ли реальный и виртуальный мир наизнанку — ой врятли) глупости всё это. Настоящие ощущения всегда реальней. Разве что когда придумают какойнить шлем с костюмом, полностью имитирующий все 5 чувств, как описывал Лукьяненко в одной из своих книг.

  • Вчера на TED опубликовали доклад Филиппа Розендэйла (Philip Rosedale) Second Life, where anything is possible

  • Спасибо.

    Почему-то там в комментах все сильно ругают этот доклад)

  • На ютубе часто ругают :)

  • Интересный вопрос, который поставил Борхес..)) Если мыслить с позиции обывателя-интернетчика, то развитие техники приведет, на мой взгляд, к варианту когда миры сольются в один и будет такая расширенная реальность.

    Если мыслить приплюсовывая различные эзотерические тексты о нашем будщем то люди поймут что настоящее здесь и останутся постигать настоящий мир

    Вот вопрос, а не окажется ли так, что та виртуальная реальность связана с реальной виртуальностью как ночь с днем?

  • Вполне возможно, что после нынешнего финансового кризиса появятся виртуальные деньги во всех сферах деятельности, а не только для интернетчиков.

  • Vetroff:

    Миры, особенно виртуальные, нужны.. или даже существуют, по тому, что для мозга, в общем-то, не так важна степень реальности мира. Важен функционал. :) Ну, вы понимаете. Если я тут не могу полетать на самолете, а там могу.. И т.д.

    По хорошему, шахматы, карты — все это просто расширение функционала новыми правилами, новыми возможностями — насколько они абстрактны или, наоборот, реальны, не имеет большого значения для сознания. :)

  • Интересные миры получается особенно second life

  • Хотелось бы знать Ваше, Виталий, авторитетное мнение по поводу современной экспансии миров, в частности появления новой валюты АМЕРО вместо долларов, это миф или реальность? У меня опубликована подборка постов из Инета на эту тему. Такая экспансия может грозить глобальными изменениями в мировой экономике, особенно для России и Украины.

  • Vovix:

    Попытка Борхеса сравнить диалектический материализм с антисемитизмом и нацизмом внушает существенные подозрения. Очевидно, он так и не понял реальную сущность диалектического развития, и опасение, что в предсказуемом искусственном мире кому-то будет лучше, чем в непредсказуемом реальном — это прежде всего его личное опасение. То есть либо он потерял тягу к бесконечному познанию и развитию как основной вектор жизни (либо воспринимает ее в конечной форме, «познать все о мире»), либо никогда ее и не имел, либо боится когда-нибудь потерять. Такие люди, возможно, более склонны к виртуалозависимости, чем воспринимающие постоянную подпитку нерешенными (но решаемыми) вопросами как основу для интересной жизни.

    Виртуальные реальности сопровождают нас с самого начала процесса человеческого мышления, и зависимость от них, невозможность выйти за их пределы за жизненно значимое время (рабство иллюзий) — тоже явление с богатой историей. Матрица — это фильм не о будущих опасностях (как и «Дух времени»); в его основе лежит идея необходимости время от времени проверять, мокрая ли вода, то есть поддержания обратной связи с воспринимаемой реальностью; идея о пользе альтернативы как таковой, то есть по сути то самое диалектическое мышление вместо линейного, которое почему-то демонизирует Борхес. Вопрос только, как часто осуществлять подобную проверку и с какими приоритетами, в поиске баланса между достоверностью и эффективностью (если постоянно проверять состояние — не останется времени ни на что другое).

    Бояться компьютерных виртуальных реальностей нет никакого смысла — нужно развивать способность произвольно погружаться в них, частично отключаясь от внешнего мира, и возвращаться при желании/необходимости без разрушающих эффектов. Способность увлекаться — сама по себе не уязвимость, уязвимостью становится чрезмерное увлечение, мания. К моменту распространения компьютерных виртуальных миров человечество жило и справлялось с такими виртуальными реальностями, как сон, литература, театр, кино, ТВ; строго говоря, даже повседневное восприятие реальности каждым из нас не является на 100% реалистичным, всегда есть какое-то искажение. И мы по ходу учились справляться с этими явлениями, интегрировать их в свою жизнь. Странно и не слишком привлекательно выглядит жизнь без снов, без литературы, без искусства.

    И вот теперь очередное явление — искусственные миры с приближенным к реальности воздействием на ощущения. Ими можно увлечься, их можно бояться, но лучше интегрировать в свою жизнь как любое другое явление. Что дает нам виртуализация? Возможность гораздо глубже вжиться в какую-то роль. Для чего вживаться в иную роль? Как любой отдых — чтобы расслабить то, что обычно напряжено, и проявить то, что скрыто… Насколько безопасно увлекаться? Как говорится, делу время, потехе час. Хотя для многих «дело» — это как раз работа в виртуальной реальности, обычной браузерной или трехмерной… Правильнее говорить о расширении наших интерфейсов взаимодействия с миром. Тот же интернет, или в частности Second Life — это уже не форма ухода от реальности, это инструмент и социальный протокол, вторая жизнь становится частью первой и единой. В восприятии этих вещей не может быть каких-то универсальных стандартов или правил, пусть каждый живет там, где считает нужным, и так, как считает нужным, если это не мешает другому.

  • Vovix:

    leksus: «когда придумают какойнить шлем с костюмом, полностью имитирующий все 5 чувств» — разум вам в помощь. Любая симуляция по определению несовершенна, всегда можно придумать способ проверить, реален ли мир перед тобой или же это матрица (провести какой-нибудь физический эксперимент, например, или проверить собеседника на тест Тьюринга:)).

    Minarda: а причем тут экспансия миров к мему «амеро»? Введут амеро в 2010 или нет, не столь важно; важно понимание следующих вещей: — в принципе деньги — это социальная условность, основанная на доверии; доллар надежен, потому что ему исторически доверяют, а подорвать доверие можно только один раз; — валютная интеграция — часть глобализации, магистральный тренд истории, она выгодна вступающим в валютный клуб странам, при условии, что их экономики близки по уровню развития и по денежно-кредитной политике, так что абсолютная выгода для самого сильного звена перевешивает затраты на подтягивание к нему самого слабого. А вот тут возникают сомнения в возможности такой страны, как Мексика, интегрироваться в североамериканский валютный союз — она принадлежит к этому континенту только географически. Канада, наоборот, от кризиса пострадала в куда меньшей степени, с какого бодуна ей принимать чужую валюту в проблемный период, когда все на высоте? Тем более при наличии франкофильного Квебека, где такой шаг явно вызовет недовольство.

    К тому же финты ушами с долларом уже производились не раз, например, выпущенные до 1929 года купюры хождения не имеют. Вовсе не обязательно, выполняя «перезагрузку» финансовой системы, маскировать это под валютную интеграцию (которая в проблемный период только добавляет проблем). Зато, обратившись к истории, можно увидеть что-то общее в выходах из американских кризисов 20 века — скачок инфляции. Иногда выше, иногда ниже. Этому есть разные макроэкономические объяснения, но несомненно одно — проще всего устранить проблемные активы и обязательства, обесценив их, чтобы рассосались. В этом случае проиграют накопившие низколиквидные долларовые активы — американские текущие и будущие пенсионеры, а выиграют обладающие активами недолларового и вообще неденежного характера (ибо евро поползет вслед за долларом, а остальные валюты начнут падать еще быстрее).

    Введут ли амеро или какой-нибудь энерговалютный стандарт или нет, главное не забывать: деньги это средство и не более. Лучше ставить реальные цели, чем абстракции типа «заработать миллион за 10 лет». Миллион ты заработаешь, а вот что на него купишь…

Комментарии закрыты.