Второе внимание: многослойная реальность

В этой заметке речь пойдет об искусстве находиться одновременно в нескольких слоях реальности, которое я обозначаю термином «второе внимание». Сразу оговорюсь, что этот термин не имеет непосредственного отношения к учению Кастанеды. Идея второго внимания была известна многим культурам с незапамятных времен, в частности, у кельтов этот феномен назывался Dara Shealladh, «второе зрение». Кстати, одним из проявлений этого искусства у кельтов была способность видеть отдаленные по времени или дистанции события, впоследствии ставшая известной под англоязычным именем Second Sight. Однако на мой взгляд, эта способность — лишь один из осколков гораздо более обширной практики.

В любом случае, речь тут о двойке. Двойка — необычная цифра: уже не единица, но еще не множество, а пара, часто — что-то единое или взаимосвязанное. Двойка также говорит об истине как том, что есть на самом деле, в отличие от кажущегося.

Кажущееся и то, что на самом деле — это и есть основной мотив темы второго внимания. Есть обычный взгляд на вещи, первая реакция, доминирующий паттерн, на самом деле далеко не всегда главный, и есть взгляды с других точек зрения. Комбинируя эти точки зрения, мы получаем объемное видение, восприятие глубинной связи вещей, реальность более высокого порядка.

Один из примеров такого многомерного подхода можно увидеть в технике перевоплощений, запечатленной в блестящих строках уэльского мага Талиэсина:

Множество форм я сменил, пока не обрел свободу:
я был острием меча — поистине это было;
я был дождевою каплей, я был лучом звезды,
я словом был среди букв, я книгою был в начале;
я фонарем светил, разгоняя ночную темень;
я простирался мостом над течением рек могучих;
орлом я летел в небесах, плыл лодкою в бурном море,
был пузырьком я в пиве, и был я в ручье водою;
был в сраженьи мечом и щитом, тот меч отражавшим;
девять лет был арфы струной, год был морскою пеной;
был языком огня и бревном, в том огне горевшем.
С детства слагал я песни.

Большинство людей увидят здесь лишь красивые поэтические метафоры, мне же кажется, что это гораздо ближе к практической инструкции по тренировке второго внимания, чем выглядит на первый взгляд.

Интересна здесь не только сама возможность переживать реальность с различных точек зрения, но и пограничные ситуации, когда ни одна из точек зрения не владеет нами полностью. Именно на границах, то есть там, где, выражаясь современным языком, перестают работать доминирующие паттерны, часто и возникают феномены, связанные со вторым вниманием. Не случаен кельтский обычай совершать ритуальные действия на опушке леса, на броде, на обочине дороги, в дни равноденствий и солнцестояний (то есть на границах солнечных циклов) — потом что, как полагали кельты, на границах потусторонние существа теряют свою силу. В просвете между паттернами человек на секунду становится способен заглянуть в мир возможного свободным, чистым взглядом, не отягощенным эгоизмом и другими пороками (а что есть пороки как не паттерны, завладевшие сознанием?..).

Кстати, Янус, когда-то центральное божество римлян, тоже говорит о втором внимании. Две головы обращены не только в прошлое и будущее, но и в разные слои реальности. Янус — божество входов и выходов, ворот и мостов, переходов от одного состояния к другому и границ между ними.

Спонтанные проявления второго внимания присущи любому человеку — это простые вопросы типа «Какой девочкой была эта старушка?» или «Интересно, как здесь будет весной?». Однако попробовать, что такое второе внимание, можно и вполне сознательно — например, при помощи техники управляемой визуализации. Все, что для этого нужно, — это минут 15 свободного времени и возможность рассматривать какой-либо предмет. Раз уж мы заговорили о Янусе, давайте возьмем для примера дверь.

  1. Рассмотрите предмет внимательно и попробуйте реконструировать его историю. Что было раньше на месте этой двери? Из каких материалов, какими людьми она была сделана? Кто и при каких обстоятельствах оставил эту царапину? Кто прошел через эту дверь? Дойдите в своей реконструкции до настоящего момента.
  2. Теперь продолжите реконструкцию в будущее. Кто пройдет через эту дверь завтра? Как она будет выглядеть после ремонта здания? Что станет с этим зданием через много лет? Что будет на его месте?
  3. Посмотрите на предмет глазами разных людей. Как увидел бы эту дверь ребенок? На что обратил бы внимание строитель? Как чувствует себя служащий, который каждый день ходит через эту дверь на работу?
  4. Закончив, поразмышляйте в течение нескольких минут над теми вещами, которые вас эмоционально «зацепили», показались необычными или интересными.

Несколько наблюдений:

  • Интересно работать с предметами, существовавшими длительное время, на протяжении различных эпох.
  • Интересно использовать приемы имидж-стриминга — например, детально описывать увиденное вслух — или фиксировать свои впечатления на бумаге при помощи фрирайтинга.
  • Смена точки зрения — один из известных приемов при нахождении решений, однако часто бывает сложно прочувствовать точку зрения, отличную от своей собственной. Предметы могут быть удобными якорями для такого перехода в другие точки зрения.

В идеале, который, конечно, достигается не всегда и скорее спонтанно, чем целенаправленно, состояние включенности второго внимания сверхпродуктивно. Это те моменты, когда одновременно с проблемой вы замечаете и ее решение. Это уверенность в том, что выход есть, нужно только увидеть то, что на самом деле уже находится в поле вашего зрения. Это «чувство неслучайности» — если этот предмет бросился вам в глаза, значит, скоро он вам понадобится. Это интуитивное знание того, что сейчас произойдет, не требующее объяснений. (Кстати, это состояние замечательно описано в «Гарри Поттере» в эпизоде про felix felicis.) Но, пожалуй, самое важное с точки зрения продуктивности свойство многослойного восприятия реальности — способность решать несколько задач одновременно на разных уровнях.

Однако здесь же кроется и фундаментальная проблема, связанная со вторым вниманием. Чтобы выйти за пределы обычного внимания, надо переключиться, а чтобы переключиться, надо выйти — переключатель находится снаружи.

Эта проблема не решается напрямую и именно поэтому существуют всевозможные приемы, техники и инструменты, которым посвящен этот блог — их первая функция и есть переключение в многослойный режим, а практика их использования расширяет нашу способность оказываться в нем как можно чаще.

Заметки по теме

Второе внимание: видеть сквозь паттерны

Комментировать (уже 8)

  • Мне по прочтении заметки, кроме личного опыта такого «второго видения» сразу вспомнился не самый популярный роман Набокова «Transparent Things». Там, собственно, само повествование ведётся уже умершим, но всё ещё активным в профессиональном плане писателем, который как раз и поясняет, что такое видение как бы сквозь вещи, а заодно и истории связанной с ними, как в прошлом, так и в возможном будущем — есть обычное свойство людей после смерти. Но и им приходится предпринимать определённые усилия, чтобы правильно пользоваться этим свойством. Не выдавая всего сюжета книги, скажу, что драма главного героя как раз связана с неумением видеть вещи и события, так сказать, вперёд, а лишь в их прошлом, чего для нормальной жизни оказывается явно не достаточно.

    Так что, действительно очень полезно по возможности освоить способность многослойного видения и ощущения пограничности.

  • Спасибо, Кирилл, заинтриговал)

  • Здравствуйте, Виталий! Очень интересная статья. Что такое двойное или «второе видение». Это, на мой взгляд, возможность, в данном случае осознанная способность, находиться в разных измерениях. Пространство имеет протяженность, время — длительность — это качественные характеристики пространства-времени для определенного измерения. Переключая видение мы имеем возможность ментально путешествовать в другом (или других) измерениях, где эти качества другие. Время в будущем имеет намного большие скорости, все очень близко — пространство пронизывается мыслью или видением. Эффект можно описать так : «Все существует здесь и сейчас, в одном и том же месте, в одно и то же время.»

  • Евгений:

    Виталий, хорошая статья, спасибо!

    Когда-то я очень много читал материалов на тему взгляда на ситуацию с разных сторон как во времени, так и через призму разных мировоззрений. Захотелось добавить несколько материалов «в тему»:

    • Статья Фаера Сергея «Сделай себе извилину» из курса ТРИЗ — http://www.trizway.com/art/linked/15.html
    • Размышления Стивена Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» про мировоззрение и приведенная аналогия с картами местности
    • У многих авторов встречал про видение ситуации с позиции «здесь и сейчас». Тот же Ошо с его взглядом на «осознанность» или Тарт.
    • почему-то кто-то более серьезный, чем Бах не вспомнился, но тем не менее, в одной из книг, где герои летели над пространством-временем, предлагается теория о том, что все пространство и время
    • Антарова — Наука радости
    • Зеланда пока не читал, хотя подозреваю, что там что-то в тему с его «пространством вариантов» :) Другие почему-то не вспомнились.

    Может я все несколько свалил в одну «кучу», но все это альтернативные взгляды на одно и то же — отражение разными способами индивидом объективной реальности или представление вымышленной.

    Итог — многие говорят об одном и том же, только разными словами. Это прекрасно, поскольку помогает найти каждому подходящие именно ему взгляды, подходы, инструменты. Еще раз спасибо! :)

  • Сергей:

    Добрый день, Виталий! Вы конечно молодец, за то что обучаете среднего, ленивого обывателя более полно использовать то, что дано нам изначально. Но осознаете ли Вы ответственность своих действий? Это ведь все равно что обучать, к примеру, как взвести гранату. А учите ли Вы к примеру как ее можно де активировать?

    Когда то давно, то же думал что использовать несколько уровней реальности это благо… Потом показалось необходимым уметь ВИДЕТЬ, именно так, не смотреть а ВИДЕТЬ. Потом очень захотелось научиться читать чужие эмоции… Ощущения… Мысли…

    А потом пять лет учился разучиться все это уметь! Потому что так нельзя жить в социуме! Ты смотришь на любимого человека и знаешь все что на самом деле с ней было, что на самом деле она думает и что будет позже. Ты знаешь ответы, еще до того как появляются вопросы. И из за всего этого, чувствуешь себя все время как воспитатель в младшей группе детского сада. Все хитрости и тайны вокруг вас просты и без искусны. И вот тогда начинаешь по настоящему понимать что такое — ОДИНОЧЕСТВО!!!

    Может быть и правда, человек создан по образу и подобию? Т.е. мы копии Бога? Если это так, то это не благо, это Его месть. Потому что быть Богом, — это невыносимо тяжело.

  • Смотреть на что-либо с разных точек зрения — полезное умение, которое необходимо в себе вырабатывать, тренировать, чтобы научиться более креативно решать поставленные задачи, а также неординарно действовать в жизненных ситуациях, видеть разные пути выхода. Такой навык позволяет замечать больше мелочей, нужных как для решения конкретных актуальных задач, так и определения мало-помалу своего жизненного пути. С Сергеем я также не согласна — если умеешь все это видеть и замечать — чудесно, обучи этому других! Имея такие сильные навыки, можно без проблем » притянуть» других таких же людей, вместе найти способы, с помощью которых можно быть полезными человечеству:)

Добавить комментарий