Артефакты

В этой статье я хочу посмотреть на очень широкое поле техник и инструментов трансформации под несколько необычным углом, объединив их вокруг идеи артефакта. Эта идея принадлежит философу Мерабу Мамардашвили — он говорил о том, что есть некие вещи, которые генерируют в нас высокие состояния сознания, помогают нам подниматься над хаосом и действовать как мыслящие существа. Эти вещи он и называл «артефактами, производящими мысль», или ноогенными машинами. Артефакт можно сравнить с машиной или инструментом в том смысле, что своим действием он создает реальность более высокого порядка (без органа невозможно тело, без колеса — езда, без скрипки — классическая музыка).

Артефакты-контейнеры

В самом простейшем виде артефакт — это нечто вроде контейнера, хранящего особые состояния нашей души. Это говорящая частичка потерянного контекста, условный код, активирующий забытую область памяти. Чтобы было понятнее, приведу пример из собственной жизни.

Однажды, когда я учился на дизайнера и мне надо было найти образцы готического письма, чтобы выполнить задание по шрифту, я обнаружил у себя на полке книгу о французской готике, которую купил еще в подростковом возрасте, в пору увлечения средневековьем. Листая книгу, я почувствовал ее еле уловимый запах, — смесь типографской краски и табака, — и зарылся носом в пожелтевшие страницы. Густая волна затопила мое обоняние, а затем отхлынула, оставляя за собой бесчисленные воспоминания, как отлив оставляет на песке обломки кораблекрушений. Я был потрясен. Пятнадцать долгих лет прошло с той поры, как я кропотливо срисовывал чернильной ручкой замысловатые готические буквы. Столько событий, столько крутых поворотов, столько эпох моей жизни, — где я только не был, кем я только не был, — а книга все хранила тот же самый запах, такой хрупкий, невесомый, невещественный… Сухое научное издание советской эпохи, о котором я ни разу не вспомнил за долгие годы, оказалось ключом к давно забытому миру, все еще продолжающему существовать где-то внутри меня. Держа в руках эту книгу, я и сейчас могу с легкостью вспомнить свое настроение, мысли и чувства той поры, эпизоды своей тогдашней истории.

Артефакты такого рода — это «говорящие вещи», окна в наш внутренний мир, которые могут помочь нам не только вспомнить важные моменты своего прошлого, но и ощутить в себе контуры той изначальной первоформы души, которая и определяет наше будущее. Эта первоформа — самое неуловимое и в то же время самое неизменное, что в нас есть, точно так же, как в здании самое долговечное — это его геометрия, в то время как материальная отделка и интерьеры постоянно меняются.

В роли таких артефактов-контейнеров часто выступают материальные предметы, хранящие память о нематериальном — наших эмоциях, настроениях, стремлениях какого-то периода (почему-то именно такие эфемерные вещи остаются в итоге, в то время как дела и события со временем теряют значимость и стираются из памяти). Очень нелегко бывает найти такие предметы, но часто они еще пылятся в шкафах и кладовках, на плечиках вешалок и в ящиках столов, безмолвные до поры, как магическая надпись, которая появляется только в то мгновение, когда на нее падает луч восходящего солнца.

Но не обязательно артефакт — это физический объект. Артефактами могут быть и вещи нематериальные — книги, оказавшие на нас глубокое влияние, музыка, которая вдохновляла нас в определенные периоды жизни, места, хранящие привычные маршруты мыслей, наши собственные творения, в которых мы когда-то запечатлели свои идеи и состояния. И конечно же, сны, которые представляют нам наши желания и страхи в символическом, зашифрованном виде, скрывая их истинное обличье и парадоксальным образом создавая тем самым больше возможностей для нахождения смысла.

«Говорящие вещи» говорят больше, чем в них содержится — это чувствуешь сразу. Они указывают на те точки в нашей душе, вокруг которых завязан сюжет нашей жизненной драмы. В этом смысле они устроены по принципу откровения. После получения откровения происходит его осмысление, запись и витки последующих интерпретаций, в ходе которых его содержание постоянно растет. Точно так же каждое новое осмысление того, что говорят нам артефакты, способствует нашему росту.

«Говорящие вещи» личностны — они обращаются лично ко мне, и только: никто другой не может вместо меня услышать их. Вдобавок я не могу объяснить и того, что же я, собственно, слышу. «Что-то очень важное», что взывает к моему пониманию. Если я не пойму его, оно не родится. Чтобы оно могло родиться, должна быть проделана работа.

Артефакты-генераторы

И сразу же возникает вопрос: а можно ли сознательно конструировать артефакты, которые будут хранить и вызывать в нас нужные состояния? И еще — можно ли добиться того, чтобы артефакт работал не только для нас, но и для других людей?

Так мы приходим ко второй категории артефактов — это универсальные генераторы состояний. Как и в случае с артефактами-контейнерами, мы встретим здесь и материальные объекты (например, культовые предметы), и тексты, и произведения искусства, и разного рода техники.

Один из древнейших артефактов второго рода — это предметы силы, такие например, как ритуальные куклы, созданием которых занимались многие участники нашей зимней программы.

Другая группа артефактов, с которым большинство из нас и сегодня встречается в повседневной жизни, — это искусство интерпретации знаков. Знаками для нас могут быть самые разные вещи — необычные повторения, совпадения и синхронизмы, предметы или события, странным образом выделяющиеся на общем фоне, элементы нашего каждодневного быта. На принципе «все есть знак» строятся не только поверья и приметы, но и сложные модели — такие как астрология или фэншуй. Правда, для успешной интерпретации знаков с их использованием требуется тренированное мышление, хорошо ориентирующееся в возможностях символического языка используемой модели.

От знаков мы естественным образом приходим к пророчеству. Интерпретация пророчеств дельфийского оракула, написанных загадочным символическим языком, была делом лучших умов эллинского мира и не раз в его истории приводила к верным решениям. Современный метод случайного стимула показывает один из механизмов, лежащих в основе оракула: сознание — это связывание. Все, что в данный момент находится в сознании, обязательно будет связано, и в результате этого связывания у нас возникают новые идеи и решения. Второй же механизм — это выход из-под влияния внутреннего цензора, создание условий для включения интуиции и бессознательного.

Именно этот второй механизм задействован в следующей группе артефактов — техниках визуализации. В ходе визуализации мы представляем в воображении определенную среду, персонажей и их действия, иногда и определенный сюжет. Визуализация — это один из способов освободиться от самоцензуры и мешающих нам рациональных представлений и получить подсказки от бессознательного, которое зачастую уже знает решение нашей задачи. Одна из хорошо структурированных современных техник визуализации — это имидж-стриминг Вина Венгера. Другой пример визуализации, известный еще пифагорейцам, — пересмотр прошедшего дня.

Параллельный класс артефактов этого рода — техники вербализации, где ведущую роль играет не образ, а слово. Примеры таких техник — фрирайтинг и дневник эмоций.

Отдельная большая группа генераторов состояний объединена под именем медитации. Исторически сложились западный и восточный стили медитации. Западный, известный в средние века под именем созерцания, активно использует визуализацию и размышление. В медитации восточного стиля практикующий, наборот, освобождается от отождествления себя со своими мыслями, образами, чувствами, желаниями, пробуждаясь как «Я есть».

Еще одна разновидность генераторов состояний, существующая с незапамятных времен, — это ритуал, повторяющаяся последовательность действий, которая создает для участников некую реальность более высокого порядка. Например, ритуалы перехода отражают и усиливают изменения, происходящие в сознании человека в определенные моменты его развития, — это генераторы состояний, благоприятных для трансформации личности. Где-то посередине между ритуалом и медитацией лежит техника Точка обзора.

Близко к ритуалу лежит повторение текстов, часто священных или значимых. Такое повторение способствует осознанности, росту в выбранном направлении, реализации своих намерений в практической жизни. В качестве примера приведу Манифест — короткий текст, содержащий главные намерения и цели и предназначенный для ежедневного повторения. Похожая, но более простая техника этого типа, — аффирмации.

Конечно же, приведенные примеры не охватывают всего поля артефактов. Например, я не затронул ролевые техники (пример — Фила-коучинг), игру, транс, искусство, создание метафор и символов, места силы и многое другое. Кроме того, самые интересные техники часто оказываются комбинацией нескольких типов артефактов.

Итоги

Общая цель создания артефактов — это конструирование ситуаций взаимодействия с той реальностью, которая присутствует в нашей жизни на самом деле, реальностью прожитой, осмысленной, наполненной, в отличие от реальности кажущейся, пустой, декларируемой и в конечном итоге абсурдной. Можно сказать, что артефакты — это каналы контакта с реальностью высокого порядка. Они переключают нас в особый режим жизни — режим, в котором мы способны длиться, поднимаясь над распадом и хаосом, любить, помнить, мыслить и осмыслять, творить и действовать осознанно.

Заметки по теме

«Артефакты» — часть цикла заметок, посвященного Карте личности. Другие заметки цикла:

Комментировать (уже 20)

  • Спасибо Виталий!

    Ваши тексты помогают мне взглянуть на обычные вещи под другим углом, вырваться из мира шаблонов и статики. Хорошо, что вы в постах даете ссылки на ваши ранние записи — иногда я забываю даже то, что мне интересно, а вот такие ссылки напоминают об этих вещах (техниках, способах мышления).

    До встречи, Игорь

  • То о чем вы говорили про запах краски — это не артефакт (и не частичка души), а эмоциональное переживание. Кстати, подобные состояние используются в трансовых техниках, правда, они должны быть наполенными запахами, звуками, визуальныим образами.

    Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное; также в Рунете часто употребляют искажённое, грамматически ошибочное артифакт) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.

    Полагаю, что артефакт должен быть физическим и выражать какую либо идею или абстрактность. Например, у меня лежит на столе аммонит. Этот артефакт выражает для меня идею бренности мира. Все умрет. А нечто останется и через 50 млн лет будет лежать на мониторе.

  • любопытно. но на самом деле речь идет о способах ломки стереотипов с одной стороны, но с другой в русле стереотипа что для творческого (иного родственного раскрепощающего) порыва нужен некий стимул из вне. и да и нет, вопрос в том что бы нечто сломать внутри. эзотерические практики всех традиций (то есть внутренние, таковые есть и в том же православии в достатке) имеют методики не опирающиеся ни на какие внешние ключи. множество методик использующих внешние ключи, но всегда есть и такие которым внешние ключи не нужны. наиболее понятный пример — Яма в Раджа-Йоге. но аналоги есть везде, просто в трактовках Ямы легче разглядеть суть. а суть простая — ограничение во внешних стимуляциях приводит к внутренней борьбе, которая в конечном итоге разрывает изнутри стереотипное мышление. без волшебных костылей снаружи

  • кстати, вот в точности с формулировкой артефакта, аммонит вряд ли подпадает под это понятие )))

  • Посмотрел википедию:

    Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.

    Согласен, аммонит не подходит под классификацию Артефактов.

  • Аммонит может быть артефактом, почему бы и нет.

    Насчет костылей, вы исходите из того, что отсутствие структуры является естественным и желательным состоянием, а структура (костыли в вашем примере) — искажением. Но есть и другое понимание — структура, создающая возможность действия, которое иначе не было бы возможным. В качестве примера — чашка. Вы можете, конечно, пить без нее, но это крайне неудобно. Чашка не нарушает вашей свободы, наборот, создает дополнительные возможности и новую степень свободы.

  • все не совсем так.. 1. костыли — это как раз артефакты, медитации, ритуалы — все вспомогательное что бы вывести из привычного круга рационализации, вторичной по отношению к восприятию костыли работают. но они не обязательны что бы вырваться из этого круга 2. рационализация далеко не обязательно структурна. или не обязательно логична. ровно в меру тренированности интеллекта. зато рационализация сильна ))) 3. выход из круга рационализации желаем ровно на столько, на сколько в чьей то личной рационализации укоренились представления о желаемости выйти из этого круга. и опять не более того )) 4. «структура» которая «создает возможность действия» — тоже не структура в смысле структурности и логичности, да и вообще есть явление совершенно отличное и от «костылей» (артефактов, медитаций etc) и от собственно постоянного процесса рационализации. у Грофа (если не путаю) есть замечательная формулировка — система конденсированного опыта. вот что создает реальную возможность действия. а рационализация приписывает возможность действия себе самой.в дзен это называют Ум, подразумевая Ум от которого избавится благо. для западного человека утверждение о том что надо избавиться от Ума, по меньшей мере странно. тем не менее для западной научной мысли уже есть хорошо проработанное представление о постоянном процессе рационализации воспринимаего в догонку за действительностью. этот процесс осознаваем. а вот СКО не осознаваемы. но реально действую СКО, а рационализация выстраивает упрощенную картину мира на уровне сознания. рационализация — это и есть тот Ум в терминах дзен, от которого позволяют избавиться эзотерические психотехники всех традиций мира. но напомню что желательность и полезность такого избавления это лишь очередной финт рационализации ;)))

    о чашке — СКО умеет пользоваться чашкой. а рационализация, подпитанная восторгами от коанов, как раз и дошептывает все прочие рассуждения о чашке )))

    аммонит не может быть артефактом в силу определения артефакта в аммоните нет ни чего невозможного и противоречащего современному культурному контексту. это лишь один из продуктов научной и технологической мысли. он ни чему не противоречит. даже его применение — ни чему не противоречит

    он так же не особо то что то такое способен вызывать в ассоциациях.. не более чем фото ядерных грибов

  • чуть не забыл — почему собственно было употреблено слово костыли по отношению к артефактам, медитациям и подобного рода воздействиям

    лишь по тому что богатейший духовный опыт человечества знает методы как освободить внимание и без них )))

    (здесь терминология тоже не случайна ;)

  • Андрей, мы с вами, судя по всему, о разных вещах, я бы даже сказал, системах понятий говорим. Что касается моего понимания артефактов как структур, отошлю вас вот к этому отрывку из Мамардашвили. Там достаточно подробно все расписано на примере.

    Сам термин «артефакт» в этом значении, кстати, тоже употребляет Мамардашвили, определение википедии — о другом.

    Стесняюсь спросить, а что такое СКО у вас?

    PS. Давайте в дискуссиях избегать выражений «на самом деле»)

  • Мамардашвили — он говорил о том, что есть некие вещи, которые генерируют в нас высокие состояния сознания, помогают нам подниматься над хаосом и действовать как мыслящие существа.

    http://kolesnik.ru/2001/mamardashvili-myth/

    Мне кажется, что в этом отрывке нет места ВЕЩАМ. А есть место действию. И мало того, не просто действию, а действию профессиональных актеров или служителей культа, которые вводят зрителей в определенное состояние.

    Эти действия похожи на то, как если бы человек учился бы диалектике. Он может познать законы только если он ГЕНИЙ, или если ему привили привычку думать из вне.

    Мамардашвили говорит об этом.

    А кроме того, слово Артефакт в статье (mamardashvili-myth) не используется.

  • отчего же… первые же абзацы под заголовками Артефакты-Контейнеры и Артефакты-Генераторы вполне четко задают контекст ))) я Вас тогда тоже немного «отошлю» ))) возможно вот это подойдет

  • я вероятно поспешил сделать вывод из Ваших публикаций и обсуждения, что термин СКО будет понятен

  • Сергей, Мамардашвили это выражение использует в других текстах, где говорит об этой теме.

    Андрей, наверно Вы во мне подозревали последователя какой-то секты) правда не слышал такого термина, подкиньте ссылочку)

  • о да ))) секты верующей что

    что есть некие вещи, которые генерируют в нас высокие состояния сознания

    о ссылках — так Вы ссылки то просматриваете ли? Шаменков дал бы больше пищи к размышлению. и более достойной внимания

    но пусть так, вот еще ссылка http://psylib.org.ua/books/grofs01/txt08.htm

  • я слушал Шаменкова, не вдохновило что-то. А до Грофа еще не добрался. Извините за иронию насчет секты, просто, когда общаешься с большим количеством разных людей, бросается в глаза, насколько мы привыкли думать, что то, что мы говорим и знаем, самоочевидно и всем известно)

  • Шаменковым не надо вдохновляться, надо уловить достижение науки — сознательный уровень восприятия отстает от реальности на 50—250 миллисекунд и этим объясняется все. вся эзотерика и «различные» состояния сознания — какие аспекты «ума» иллюзорны, почему дзен прав, но не понятен, кто на самом деле пользуется чашкой а кто рассуждениями о ней ))) и так далее…

    кстати, мой опыт уже давно другой — НЕ говорить о таких темах )))

    по тому и говорю — поспешил, предчувствия обманули )))

  • Про восприятие это общеизвестный факт, не вижу тут никакого открытия. А вот с объяснениями не надо спешить) Если Вам кажется, что есть что-то, что все объясняет, это хороший повод задуматься. Как правило чем ярче и очевиднее такая все объясняющая теория, тем она иллюзорнее.

  • Я сам впервые задумался об этом, и тут же нашел у себя ряд артефактов которые помогли мне найти идею для новой статьи. Спасибо Вам.

  • Ещё мне нравится психотехника нарисовать свой собственный герб ) С символами означающими защищённость успех и т.п.

Добавить комментарий