Маленький опыт арт-терапии своими силами

pic

Я услышал раскат плача из соседней комнаты и через минуту ко мне вошел пятилетний сын.

— Что случилось? (Типичный вопрос, и не совсем неправильный, но об этом в другой раз).
— Тима (старший брат) меня обидел. Пойдем, скажи ему что-нибудь.

Обычно я в таких случаях шел и читал старшему брату длинную нотацию о том, что маленьких нельзя обижать. Тима в ответ обижался на меня и уходил.

Но в этот раз мой взгляд упал на лежащий рядом лист бумаги, и я решил попробовать решить проблему посредством рисунка.

— Нарисуй, как тебе сейчас грустно, — предложил я, показывая на лист.
— Я не умею.
— Какой цвет ты бы выбрал для этого?

Я пододвинул к нему стаканчик с фломастерами. В его глазах зажегся огонек интереса, и он ответил:

— Бежевый.

Я не ожидал такого ответа. Обида в моем представлении была синей. Бежевого как назло не оказалось. Тогда я предложил:

— Нарисуй просто линии, какие они? Круглые, острые?

Сын берет фломастер (синий :) и рисует одну длинную линию через весь лист. Потом, подумав, рисует над ней группу точек.

— Это слезы.
— А что с ними будет потом? — спрашиваю я.
— Их выпьет солнце.
— Нарисуй солнце.

Рисует солнце с длинными лучами, но все же не доходящими до слез.

— Как оно их выпьет?
— Не знаю… (улыбнувшись) Может быть, через трубочку?
— Может быть. Нарисуешь?

Он нарисовал лучи-трубочки к первым нескольким каплям, а потом соединил все остальные между собой.

— А что потом? — спросил я. Подумав, он нарисовал облачка и объяснил, что слезы теперь превратились в них.
— Что будет дальше?

Сын задумался. Я хотел было ему предложить, что облачка унесет ветер, но удержался. Он нарисовал цветок и объяснил:

— Дождь упал на землю, и вырос цветок.

Подумав, он вдруг спросил не то меня, не то себя:

— Чего здесь не хватает?
— Как тебе кажется? — я вновь не позволил себе давать советы.
— Дома.

Он нарисовал дом, потом пруд с рыбами, лужайку с травой и сад с цветами. В конце ему показалось очень важным дорисовать цветам корни, и рисунок был готов.

— Ты уже не грустишь? — спросил я.
— Нет.

Когда мы отсканировали получившийся рисунок, он принялся рисовать новый, а когда ему понадобился клей, без проблем пошел попросить брата его найти.

Несколько пояснений

Самый привычный способ, которым мы реагируем на негативные эмоции окружающих, — это отрицание. Мы не хотим, чтобы другие испытывали негативные эмоции, потому что за ними может последовать насилие и деструктивные действия, и поэтому всячески пытаемся избавиться от них (как правило, одним из манипулятивных способов, которых человечество немало выработало за свою историю). Что интересно — чем больше мы отрицаем негативные эмоции, тем сильнее они становятся.

Не-манипулятивных способов гораздо меньше. Все они связаны с эмпатией — принятием как факта эмоций другого человека, признанием за ним права их испытывать и выражать, и осознанным сопереживанием. Один из таких способов — совместное придумываение истории-метафоры, позволяющее в безопасной форме выразить проблему и больше известное под названием «арт-терапия».

Когда мы слышим слово «арт-терапия», нам представляется что-то очень сложное, требующее долгого обучения, а также ватманов, красок и огромного количества свободного времени. На самом деле главное, на мой взгляд, — умение не мешать и задавать правильные, то есть не манипулирующие вопросы. Мы часто не доверяем менее опытному человеку, особенно ребенку, не верим, что он может решить проблему своими силами, хотя, если разобраться, реальная ситуация и его реальные возможности известны именно ему, а не нам, да и действовать нужно будет тоже ему.

Естественно, этот способ работает не всегда и его не получится использовать слишком часто. В следующий раз я расскажу подробнее про другие варианты. И конечно же, буду рад услышать о вашем опыте.

Тех, кто серьезно интересуется семьей, приглашаю на нашу майскую программу, где в дополнение к основной части в этот раз будет серия мастер-классов «Создание устойчивой семьи».

Книги по теме:

  • Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. Оклендер Вайолет
  • Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. Адель Фабер, Элейн Мазлиш

Комментировать (уже 6)

  • Любовь:

    Здравствуйте, Виталий! Я читаю Ваш блог уже года три и рада читать сейчас про арт-терапию: она действительно может очень успешно использоваться и самостоятельно, без терапевта,без специальных знаний, что, безусловно, радует. Я учусь на фольклорного арт-терапевта и если Вас интересует тема арт-терапии, то буду рада с Вами пообщаться и поделиться тем, что знаю и тем, чем владею в этой теме:))).

  • » — Это слезы. — А что с ними будет потом? — спрашиваю я. — Их выпьет солнце. » Супер! :)

    Очень понравился ваш с сыном опыт «решения». Когда читал пост, почему-то вспомнил последнюю коуч-сессию, которую я проводил для клиента. По сути то же самое, только вместо рисунка инфограммка… и то же как любому «взрослому» по какой-либо теме хочется «поделиться», и всегда одергиваешь себя, ибо в человеке уже есть многое, чтобы найти ответы самостоятельно (ну может только если атмосферу помочь создать для этого).

    Арт-терапию в форме разрешения какой-либо ситуации я с сыном не проводил. Но частенько вместе совместно на одном полотне рисуем какую-нить движуху: т.е. сначала делаем каждый свой рисунок, либо по краям бумаги, либо все вперемешку (тему обычно определяет сын), а потом оживляем его — добавляя динамику (ну там этот побежал туда-то, что-то там прилетело, что-нить проросло и т.п.). Радости от этого получаем неимоверное :)

    Спасибо за прекрасный пример и лишний раз напоминание, как возможно решать подобные ситуации. Прям.. проявление смешАнной (и зрелой и детской) мудрости явно увидел ;)

  • […] помочь ребенку справиться с чувствами при помощи арт-терапии (т.е. рисования) — читайте в блоге Виталия […]

  • Виталий, спасибо за яркий пример креативного подхода к воспитанию. Экспериментирую с сыном.

Добавить комментарий