Моя технология создания идей: краткий обзор

pic

В этой статье я поделюсь обзором своей технологии разработки идей. Она помогла мне выполнить ряд действительно сложных заказов от очень больших компаний и создать много интересных идей для собственных проектов. Я также использую ее и обучаю ей на своих тренингах по креативности. Уверен, что она станет удобной канвой и для вашей творческой работы.

С задачами, требующими новых идей, сегодня сталкивается каждый, кто ведет активную профессиональную деятельность, — это новые проекты, продукты, услуги, направления бизнеса, а также постоянное улучшение всего этого и нахождение решений в проблемных ситуациях.

Люди, которым нужны идеи, чаще всего относятся к одной из двух категорий — те, кому нужно сделать что-то новое впервые (условно «творцы»), и те, кому нужно каждый раз делать примерно одно и то же по-новому (условно «профи»). К первой категории можно отнести, например, создателей новых продуктов или авторов стартапов, ко второй — рекламные агентства, дизайн-студии, маркетинговые департаменты крупных компаний и т.д.

Главный вызов для «творца» — создать новое решение, которое действительно будет работать. Например, для человека, который хочет открыть бизнес, вызовом будет необходимость не только отстроиться от аналогов (то есть создать что-то действительно новое), но и точно попасть в свою нишу (то есть быть полезным и понятным).

Для «профи» же главный вызов — быть новым на рынке, где все уже было. Например, для дизайн-студии это может быть задача из года в год разрабатывать новые креативные решения для одного и того же клиентского проекта.

Схема работы, которую я опишу, позволяет успешно ответить на оба вызова. Она возникла из моей десятилетней практики в ролях дизайнера, креативщика и тренера по креативности, в ходе которой я освоил и разработал много полезных инструментов и осознал некоторые общие принципы, лежащие в их основе.

Создание идеи: большая картина

http://www.flickr.com/photos/ryanmanuel/12224455304/

В жизни путь от старого к новому лежит через распад первоначальной реальности и нарастание хаоса, после чего начинается структурирование элементов хаоса вокруг некой новой «большой идеи» и их схождение к новой реальности. Мой процесс создания идеи устроен примерно так же и складывается из четырех главных шагов:

  1. Формулировка задачи
  2. Начальная генерация идей
  3. Отбор и доработка идей
  4. Оформление результатов

Здесь есть два ключевых момента. Во-первых, необходимо строить работу именно в такой последовательности. В обычной жизни так и хочется, проскочив первые три шага, сразу родить идею, готовую к реализации. Когда это не получается, мы возвращаемся на предыдущий шаг, пытаясь как-то организовать разрозненные проблески идей. Когда и это не выходит, мы отступаем еще на шаг назад и пытаемся сгенерить больше идей. Но тут выясняется, что мы не понимаем, чего мы на самом деле хотим, и мы возвращаемся к самому первому шагу — формулировке задачи. И после этого нам придется еще раз пройти все четыре шага, но уже в правильном направлении.

Во-вторых, на каждом шаге нужно использовать подходящий режим мышления. Например, нет смысла безудержно фантазировать на этапе сбора информации или придирчиво критиковать на креатив-сессии. Это кажется самоочевидным, но далеко не так просто на практике. Подробнее про режимы мышления и то, как с ними работать, можно узнать в Шести шляпах мышления Эдварда де Боно, а сейчас давайте посмотрим на особенности каждого этапа создания идеи.

Шаг 1. Формулировка задачи

http://www.flickr.com/photos/ekkebus/5020840511/

Определите, что и зачем требуется сделать, и соберите необходимую информацию.

Взаимоотношения целей и контекста — это вечная проблема курицы и яйца: непонятно, что чему должно предшествовать. Владение необходимой информацией позволяет правильно определить цели, а правильно поставленные цели помогают собрать нужную информацию. Как бы то ни было, на выходе у нас должно оказаться и то, и другое, — четкая формулировка задачи и весь необходимый для ее понимания контекст.

Поскольку в реальности мы обычно имеем дело с множеством различных целей и точек зрения, в первую очередь нужно определиться с двумя главными вещами — зачем именно делается эта работа и что конкретно должно быть ее результатом. Пока этого понимания нет, нет и смысла двигаться дальше.

Чтобы помочь себе, попробуйте варьировать слова в формулировке задачи, заменяя их синонимами, антонимами или даже случайными словами, и смотрите, как будет при этом меняться смысл и какие новые пути поиска решения станут видны.

Для сложных проектов я оформляю задачу в виде брифа — короткого документа, содержащего четыре раздела: контекст (почему возникла задача и зачем нужно ее решить), сама задача (что требуется сделать), критерии оценки идей (по каким параметрам будем выбирать лучшие решения) и ожидаемый результат (что, в каком виде и когда нужно предоставить). Я стараюсь писать бриф самым простым языком, избегая технических и наукоподобных терминов, и ни в коем случае не стремлюсь впечатлить кого-либо его сложностью или объемом :)

Для того, чтобы лучше погрузиться в новую тему, я создал инструмент по названием «Поле значений». Если коротко, это ментальная карта, в центре которой находится задача, бренд или продукт, а на ветвях располагаются ассоциации по четырем признакам: свойства (ответы на вопрос «какой?»), функции («что делает?»), символы («что значит?») и ценности («почему это важно?»). Такая карта помогает включиться в незнакомую тему, ощутить ее специфику изнутри, а также найти ключевые слова, которые могут стать подсказками для поиска решений на следующем этапе.

Шаг 2. Генерация идей, или творческий хаос

http://flickr.com/photos/jdtornow/5132907504/

Создайте как можно больше непохожих друг на друга идей, решающих поставленную задачу (целиком или в какой-то части).

Как это сделать? Способов генерации идей существует великое множество — нужна только практика, чтобы понимать, какой инструмент для чего подходит и в какой последовательности их лучше выстраивать. Для начала можете попробовать 4D Стимул.

Не забывайте про три главных правила генерации идей:

  1. Полный и безоговорочный запрет на критику. Запрещены высказывания-киллеры, например, «это не будет работать», «не хватит денег», «не примет начальство», «не купят клиенты» и так далее. Позволены любые идеи, даже самые нелепые и смешные, иначе наши фильтры могут сгоряча отфильтровать не то, что нужно, и вы останетесь с пустыми руками.
  2. Все возникшие идеи должны записываться. Не полагайтесь на память — новые идеи очень легко забываются, ведь часто им просто не за что зацепиться в нашем сознании. Поэтому каждая идея записывается на отдельную карточку и сохраняется до следующего этапа.
  3. Не нужно погружаться в развитие понравившейся идеи — просто запишите ее и двигайтесь дальше. Скользите по поверхности, как будто вы пускаете блинчики на морском берегу. Есть идеи, которые уносят эмоционально, хотя в итоге мало чего стоят, и отличить их от действительно стоящих на этом этапе очень трудно.

В сложных проектах я заранее готовлю список вопросов для креатив-сессий (эти вопросы можно вытащить, например, из уже упомянутой карты значений). Это помогает подходить к теме с разных ракурсов и как следствие получать более интересные результаты.

Шаг 3. Отбор и доработка идей

http://flickr.com/photos/focx/5485671820/

Оцените найденные идеи, выберите лучшие и доработайте их.

Главная задача этого шага — структурировать накопленный материал в «большие идеи», а затем проверить их на прочность и сделать еще лучше.

Очень важно, чтобы этот этап был четко отделен от предыдущего, потому что, как я уже говорил вначале, они подразумевают разные режимы мышления. Если на этапе генерации идей работает в первую очередь креативное мышление, то на этапе отбора и доработки идей в игру включается критическое мышление. При этом не забывайте, что критика в нашем опыте часто связана с негативными последствиями (насмешки, неуважение, наказание…), поэтому пользоваться ей нужно крайне аккуратно.

В сложных проектах я использую такую схему: все собранные на предыдущем этапе идеи оцениваются в баллах, после чего слабые идеи отбрасываются. Оставшиеся идеи группируются вокруг наиболее сильных концептов и дорабатываются.

Проверять на прочность и дорабатывать полученные «большие идеи» проще всего путем определения их плюсов и минусов с последующим креативом на тему того, как минусы превратить в плюсы. Для более серьезных задач можно подтянуть уже упомянутые шесть шляп де Боно.

Завершением этого этапа будет сводная таблица, где представлены все идеи-кандидаты. Так их намного легче сравнивать и оценивать, и часто результатом этого шага становятся полезные дополнения или перекомпоновки.

Шаг 4. Оформление результатов

http://www.flickr.com/photos/ajagendorf25/5351114260/

Опишите итоговую идею и презентуйте ее заинтересованным сторонам.

Этот этап — своего рода материализация идеи. Именно здесь решение примет готовую форму, подходящую для итоговой оценки и принятия решения о его дальнейшей судьбе.

В простых проектах достаточно сформулировать итоговую идею в виде одного абзаца текста.

Для сложных проектов результатом работы по созданию идеи будет ее презентация в подходящем формате — например, традиционная слайдовая презентация, видеоролик, макет, демонстрация в действии…

Новые идеи — очень субъективная материя. Человек может проявлять по отношению к ним самые разные эмоции в зависимости от прошлого опыта или текущего настроения. Поэтому главная задача хорошей презентации идей — снизить субъективность оценок. Для этого нужно привести идеи-кандидаты к такой форме, которая позволит даже непосвященным как можно легче и точнее понимать их содержание.

Разумеется, описанная схема — всего лишь каркас, что-то вроде манекена, на который можно примерить самые разные наряды. Приглашаю всех к практике, которая научит вас намного большему :)

Добавить комментарий