Подход

pic

Мой подход к личному развитию основан на убеждении, что сегодня впервые в истории обычный человек способен расти, менять себя и свою жизнь и вносить свой вклад в культуру самостоятельно, без длительного обучения в традиции какой-либо школы, без многолетнего физического присутствия рядом с наставником. Хорошо это или плохо, это уже реальность.

Это не означает, что люди сегодня развиваются в отрыве от опыта предшествующих школ и общества в целом. Наоборот — именно сейчас благодаря возникновению глобальной информационой среды появились условия для более прочного, хотя и опосредованного контакта с другими людьми и сообществами, возможность опереться на их знания и опыт, чтобы избежать ошибок на пути.

Старая, прометеевская модель была такой: одаренный одиночка создавал новое учение и вытягивал за собой последователей, в случае успеха возникала школа, которая затем трансформировалась в социальный институт и становилась инструментом формирования более широких масс. На протяжении тысячелетий человеческое развитие протекало по инициативе и под контролем таких структур — родовых, религиозных, государственных, коммерческих.

Сейчас ситуация коренным образом изменилась. «Массы» структурировались в компетентные нишевые сообщества, и уже эти сообщества стали способными вытягивать на свой уровень новых участников. Интернет драматически снизил порог доступа к информации и она перестала быть собственностью той или иной школы. На наших глазах инициатива в человеческом развитии переходит от социальных структур к самому человеку, в результате чего переворачивается сама перспектива: если раньше личное развитие было довеском к образованию в форме разного рода полезных навыков, то сегодня уже получение образования становится частным случаем саморазвития.

В Европе этот процесс идет уже с начала 80-х. В России он начался лет на 20 позже — еще совсем недавно сфера личного развития была на периферии внимания, далеко за развитием профессиональным, которым люди занимались по долгу службы, и казалось, что никто и никогда не будет тратить свое время и деньги на мечтания. Однако люди быстро начали понимать, что их развитие больше нужно им самим, чем работодателям. Что наработка профессиональных навыков без решения глубинных личных вопросов мало что дает. Что никто в мире не поможет их мечтам осуществиться, если они сами не начнут менять свою жизнь, и об этом редко рассказывают на корпоративных семинарах.

Человек сегодня в состоянии сам быть инициатором своего обучения, самостоятельно выбирать предметы и школы. Однако для того, чтобы его развитие достигало цели, необходимо понимание и навыки, которым не учат в традиционной системе. И именно здесь я вижу для себя возможность быть полезным другим людям: помогать понимать себя, строить видение, выбирать путь, создавать новые идеи, эффективно работать с информацией. Все остальное человек с удовольствием найдет и сделает сам.