До и после: техника улучшения текстов ДО ее улучшения :)

Ниже — пример текста до применения техники «До и после». (А вот что получилось после.)

«До и после» — техника работы с уже написанным текстом, которая помогает сделать его существенно понятнее для читателя. Она используется в самом конце работы, когда вы считаете, что текст практически готов. Будьте осторожны — после ее применения у вас может возникнуть непреодолимое желание переписать текст целиком :) К счастью, чаще всего это оказывается ненужным — вполне достаточно сместить акценты, убрать лишнее и ярче высветить главное.

Итак, инструкция.

  1. Не перечитывая текст, ответьте в 1—2 предложениях (здесь и далее — письменно) на следующие три вопроса:
    • О чем этот текст?
    • Какие мысли и чувства, по вашему мнению, должны возникнуть у читателей после прочтения этого текста?
    • Зачем вы написали этот текст, какие задачи он должен выполнить?
  2. Разбейте текст на смысловые блоки. Смысловой блок — это фрагмент текста, содержащий законченное высказывание или серию высказываний в одном ключе (чаще всего это абзац). Если вам сложно выделить блоки, просто разбейте текст на абзацы. Для каждого блока ответьте на вопросы:
    • О чем говорится в этом блоке? (Фокусируйтесь на содержании).
    • Что, как вы предполагаете, читатель должен думать или чувствовать в этом момент? (Фокусируйтесь на аудитории).
    • Для чего служит этот блок, каково его место в структуре всего текста? (Фокусируйтесь на роли этого фрагмента в целом тексте).
    • Вы также можете определить для себя, чего больше в этом фрагменте — эмоций или рассудка.
  3. После достаточного перерыва (минимум 20 минут) вернитесь к тексту как целому и ответьте на вопросы:
    • О чем, как вы теперь понимаете, этот текст на самом деле? Каков его главный фокус?
    • Чего не хватает в тексте для того, чтобы он выполнял свои задачи?
    • Что в тексте лишнее, не ведет в задуманном направлении, отвлекает от фокуса?
    • Что должны знать читатели, чтобы понять то, что вы хотели сказать?
    • Каков баланс рационального и эмоционального и то ли это, что вам нужно?
    • Есть ли в тексте примеры или истории, иллюстрирующие ваши тезисы?
  4. Просмотрите свои выводы по тексту как целому (п. 1 и 5) и смысловым блокам (п. 3) и и решите, что нужно изменить в тексте, как на уровне целого, так и на уровне частей. Доработайте текст в соответствии с этими выводами.
  5. Внесите последние косметические правки, еще раз пройдясь по смысловым блокам:
    • Проверьте все, в чем вы не уверены на сто процентов. Избегайте неподтвержденных ссылок, таких как «по результатам исследований», «считается» и т.д.
    • Избегайте повторов, неясностей, избитых фраз, а также слов, создающих неуверенность («как бы», «попробовать», «наверно», «кто-нибудь» и т.д.).
    • Замените пассивные формы на активные, например: «Мой блог был упомянут в журнале Cosmopolitan» — на «О моем блоге упомянул журнал Cosmopolitan».
    • Отметьте выражения, перегруженные смыслом, и объясните читателям точнее, что именно происходит, например: «Я интересуюсь литературой» заменить на «Я люблю читать — книги помогают мне находить новые идеи для изменения моей жизни».

Советы

  • Удобно вести работу в виде таблицы, где в одной колонке — блоки текста, а во второй — место для ответов.
  • Прочтите текст вслух — это поможет сказать многое проще и понятнее.
  • Если вы пишете по-настоящему важный для вас текст, обязательно попросите кого-нибудь прочесть его.

Техника «До и после» берет начало в «Says and Does» — технике Питера Элбоу. В своей модификации этой техники я сместил акцент на самостоятельное написание текстов без обратной связи других людей, которая была существенной частью исходной техники, и внес некоторые изменения по содержанию.

Питер Элбоу — автор замечательных книг по литературным навыкам, один из пропагандистов фрирайтинга, заслуженный профессор английского языка в университете Массачусетса. Техники и методы Элбоу широко используются в обучении созданию текстов.