Омега-мэппинг

pic

Омега-мэппинг — это метод создания идей, помогающий находить целостные решения сложных задач. Омега-мэппинг использует специальную технику визуализации процесса нахождения решения, делая его наглядным и структурированным.

Применения

  • Нахождение решений
  • Профессиональное создание идей
  • Создание новых продуктов, проектов и услуг

Суть метода

Нахождение решений при помощи омега-мэппинга складывается из двух этапов:

  1. Фиксация изначальных представлений о задаче и поиск ее возможных решений.
  2. Выбор главной идеи и перестройка изначальных представлений.

Для визуализации этой работы используется омега-карта. В отличие от обычной ментальной карты она имеет не одну центральную тему, а два полюса (точки альфа и омега), обозначающие начальные и конечные представления о проблеме.

Схематичное изображение омега-карты.

Используйте для карты лист большого формата.

Точки альфа и омега

Омега-карта строится между точками альфа и омега. Альфа — это наши начальные представления, точка, с которой мы начинаем работу. Омега — финальная концепция, точка, к которой сходится решение нашей задачи. Омега невыводима из исходных данных рациональным путем — переход к ней осуществляется посредством прыжка, сдвига в мышлении, которому помогает использование различных техник генерации идей. После прыжка происходит реструктуризация существующей картины и создание новой, а также построение рациональных связей с исходными данными.

Для визуализации и структурирования процесса мышления используется техника ментальных карт: мысли фиксируются в виде ключевых слов, расположенных на соединенных между собой линиях («ветвях»). Группа линий, исходящих из точки альфа, называется альфа-деревом, а группа линий, входящих в точку омега — омега-деревом.

Шаг 1. Альфа-дерево: Фиксация существующих представлений и поиск решений

Расположите знак «альфа» на левой стороне листа, а знак «омега» — на правой. Нарисуйте линию от альфы в направлении омеги и напишите на ней тему, над которой вы будете работать. Затем начните рисовать от нее ментальную карту с ветвями, ориентированными в правую сторону.

Альфа-дерево.

Альфа-дерево может строиться как произвольным образом, так и с использованием определенной начальной структуры — набора главных ветвей. В этом случае можно создавать более узконаправленные методы для работы с конкретными типами задач. Единственными обязательными элементами набора являются ветви «Задача» и «Идеи». Примеры уже разработанных структур — в конце страницы.

  1. Задача. Создайте на альфа-дереве ветвь «Задача» и разместите на ней все задачи, которые призвана решить ваша концепция. Затем выберите среди них главную задачу (возможно, при этом будет полезным доработать ее формулировку).
  2. Специфические ветви. Постройте ветви, связанные с конкретной решаемой задачей, например «Факты», «Ресурсы», «Направления поиска» и т.п. Это творческий процесс, цель которого — собрать вместе все, что вы думаете о задаче и возможных путях ее решения.
  3. Идеи. Сгененерируйте идеи, призванные решить поставленную задачу. Сама эта работа обычно идет на отдельном носителе, а на омега-карту наносятся только ее лучшие результаты. Создайте на альфа-дереве ветвь «Идеи» и разместите на ней в виде ключевых слов лучшие из созданных идей.

Шаг 2. Омега-дерево: Перестройка изначальных представлений

  1. Выбор омега-идеи. Определите для себя набор критериев для оценки полученных идей-кандидатов и выберите с его помощью одну главную идею. Расположите главную идею виде ключевого слова на линии, выходящей из точки омега в направлении альфы.
  2. Построение связей. Теперь начните соединять точку Омега с концами ветвей альфа-дерева. Для этого представьте себе, что нужно сделать, чтобы такая связь стала возможной, и напишите на соединительной линии соответствующие ключевые слова (они могут отражать требуемые действия, подсказки по реализации идеи и т.д.). Если возникшая концепция будет рождать новые идеи и представления, дорисовывайте к омега-дереву новые ветви, ориентированные влево. В ходе этой работы у вас возникнет мощная волна практических идей, которые подскажут, как достигать поставленной цели.

omapping_example

Пример омега-карты (начало второго этапа). Нажмите, чтобы увеличить.

Окончив создание омега-карты, зафиксируйте получившуюся концепцию, чтобы лучше осмыслить и четче структурировать свои новые представления о задаче и пути ее решения. Это можно сделать в различных формах: в виде плана действий, программного текста (миссия, видение), классической ментальной карты, презентации и т.д.

Почему это работает?

Хорошая идея не только решает проблему, но и меняет наши представления о ней. В отличие от большинства других методов создания идей, где такая реструктуризация мышления происходит задним числом, иногда ставя под вопрос результаты предшествующей работы, в омега-мэппинге она встроена непосредственно в сам рабочий процесс. Это делает итоговую идею более цельной и помогает глубже ее проработать.

История

Омега-мэппинг возник из моей практики создания идей как гибкий метод визуализации творческой работы. Он находится на стыке идей Тони Бьюзена, Эдварда де Боно и Тейяра де Шардена — фактически это модель эволюции, наложенная на многофазовый процесс мышления.

Примеры

Пример структуры: Выбор личного пути

Прийти к цельному пониманию своего пути — сложная задача, поскольку в ситуации участвует множество различных факторов, которые непросто привести во взаимосвязь. Омега-мэппинг помогает справиться с этой сложностью и организовать разрозненные идеи в цельное видение. Этот вариант омега-мэппинга предполагает проделанную заранее предварительную работу по осознанию своей уже осуществившейся жизни и своих стремлений.

Ветви альфа-дерева

  1. Задача. Разместите на этой ветви задачу или задачи, которые призвана решить ваша концепция, и затем отметьте среди них главную задачу. Примеры задач:
    • Изменить свою жизнь
    • Найти новую область деятельности
    • Понимать смысл и вектор своего личного пути
    • Найти собственные критерии выбора в конкретных жизненных ситуациях
  2. Прошлое. Зафиксируте на этой ветви главные места, главные события и главных людей в вашей жизни (см. Карта личности)
  3. Будущее. Расположите здесь главные проекты, над которыми вы сейчас работаете, важные для вас цели или мечты на ближайшие годы, центральные пункты вашей миссии.
  4. Идеи. Проведите креатив-сессию по генерации идей, решающих задачи, сформулированные на первом шаге. Фиксируйте возникающие идеи на отдельном носителе. Конечный результат будет во многом зависеть от того, насколько разнообразными будут идеи на этом этапе. Идеями могут быть цели, проекты, точки зрения, придающие смысл вашему прошлому и будущему и связывающие их в единое целое.

Возможные критерии для выбора главной идеи

  • Насколько сильную внутреннюю мотивацию дает мне эта идея?
  • Насколько глубоко эта идея связана с моей личностью?
  • Насколько органично эта идея объединяет различные аспекты моей личности, вехи моей жизненной истории?
  • Насколько меня привлекает перспектива реализации этой идеи?

Создание омега-дерева

  • Ветвь «Задачи»: определите, как концепция решает главную и другие задачи.
  • Ветвь «Прошлое»: найдите, как концепция придает смысл и внутреннюю связь вашей личной истории.
  • Ветвь «Будущее»: найдите, как концепция определяет направление развития проектов, планов, соответствует миссии и видение мира.
  • Ветвь «Идеи»: посмотрите, как можно вписать другие идеи в эту концепцию.

Пример структуры: Профессиональное создание идей

Структура альфа-дерева

  1. Задача. Разместите на этой ветви все задачи, требующие решения. Разместите здесь также угрозы и опасности, которые могут помешать решению задачи или осуществлению проекта. Затем как можно точнее сформулируйте центральную задачу (вы можете использовать для этого вспомогательные техники). Если есть несколько кандидатов на центральную задачу, выберите одну главную и не более двух второстепенных задач. В серьезных проектах завершением этого этапа будет написание брифа. Для небольших проектов будет достаточно записать формулировку главной задачи в нижней части листа.
  2. Факты. На этой ветви разместите: а) информацию о задаче, которой вы располагаете, и б) информацию, которой вам не хватает.
  3. Ресурсы. На этой ветви разместите имеющиеся ресурсы, которые можно использовать для решения задачи.
  4. Допущения. Разместите здесь допущения и предпосылки, из которых вы исходите в своей работе над задачей, а затем добавьте к каждому допущению возможные альтернативы.
  5. Возможности. Напишите на этой ветви возможные направления решения поставленной задачи — идеи о том, где искать идею. Добавьте в качестве стимула «невозможные», провокативные варианты.
  6. Идеи. Определив главную задачу, переходите к генерации идей для ее решения, используя подходящие техники генерации идей. Возникшие идеи лучше вначале фиксировать отдельно от омега-карты. Процесс создания идеи обычно делится на этапы генерации и кристаллизации (отбора и доработки) идей. В результате этой работы у вас появится несколько идей-кандидатов — разместите их на ветви «Идеи», обозначив каждую ключевым словом. Затем выберите главную идею — основу вашей концепции решения задачи. Запишите главную идею в виде ключевого слова на линии, выходящей из точки омега в направлении альфы.

Возможные критерии для выбора главной идеи

  • Насколько эффективно идея решает сформулированную нами центральную задачу?
  • Создает ли она возможности для решения других задач и проблем?
  • Соответствует ли она масштабу и стандартам проекта?
  • Достаточен ли потенциал идеи для дальнейшего развития проекта?

Создание омега-дерева

  • Ветви «Информация» и «Ресурсы»: как можно использовать существующие факты и ресурсы для реализации выбранной идеи; какая еще информация и какие ресурсы потребуются?
  • Ветвь «Допущения»: какие допущения вы будете использовать в выбранной концепции?
  • Ветвь «Задача»: как выбранная идея решает главную и второстепенные задачи, как отвечает на возможные проблемные ситуации?
  • Ветвь «Возможности»: какие средства для осуществления проекта будут выбраны? Какие еще средства могут понадобиться?
  • Ветвь «Идеи»: какие из созданных идей можно использовать в выбранной концепции в качестве дополнительных или поддерживающих?

Как можно видеть, омега-мэппинг помогает создать не только решение, но и целостное видение проекта в его развитии. Еще одна интересная особенность — то, что творческий процесс начинается с самого начала работы и продолжается до самого конца.

Этот вариант омега-мэппинга занимает от 40 до 90 минут. Это время лучше разделить на две части: а) альфа-дерево до генерации идеи и б) генерация идей и построение омега-дерева с небольшим перерывом между ними.

Добавить комментарий