Проактивное чтение

pic

Проактивное чтение — это алгоритм работы с книгой, помогающий глубже понимать текст, находить в нем полезные идеи, лучше запоминать изучаемый материал.

Применения

  • Самообучение
  • Изучение специальный литературы
  • Личное и профессиональное развитие

Конечная цель чтения — действие, то есть идеи, которые мы можем применить в своей жизни. Однако извлечение идей не всегда оказывается простой задачей, особенно если речь идет о чтении не художественной литературы. Проактивное чтение помогает структурировать работу с книгой, сделать ее более осознанной, интересной и результативной.

Инструкция

  1. Первое знакомство. Чтобы составить о книге общее впечатление, просмотрите оглавление и бегло пролистайте ее. Обращайте внимание на заголовки и подзаголовки, начала и концовки глав, выделенные слова и фразы, иллюстрации, таблицы, т.е. все, что отличается от общего массива текста. Время: 5 минут.
  2. Вопросы и цели. Запишите, что вы хотели бы узнать из книги и что уже знаете. Это может принять форму целей, если тематика книги вам хорошо знакома, или форму вопросов, если вы изучаете новую для себя область. Время: до 5 минут.
  3. Пробное чтение. Начните читать первую главу книги в своем обычном режиме. Ваша задача — определить, где концентрируется нужная вам информация и сколько времени уходит на чтение. Время: 5 минут.
  4. Выбор стиля чтения. Теперь, когда вы лучше представляете себе содержание книги и ее потенциальную пользу для себя, самое время принять решение, как именно вы будете с ней работать. Уточните при необходимости свои цели и исходя из этого решите, насколько глубоко вы хотите вникнуть в материал. Затем выберите стиль чтения, соответствующий вашим целям (полное / выборочное / ускоренное чтение или их комбинация). Время: до 5 минут.
  5. Чтение. Прочтите книгу, пользуясь выбранным стилем чтения. Чтобы лучше понять и запомнить материал, составляйте по ходу дела ментальные карты, ведите конспект или записывайте своими словами ключевые идеи.

Рекомендации

  • Помните правило альфы-омеги: важная информация имеет обыкновение концентрироваться в начале и в конце всего — книги, глав, абзацев.
  • На этапе определения целей чтения бывает полезно спросить себя о том, насколько достоверна предлагаемая в книге информация (факты это или гипотезы, как давно написана книга, репутация автора, источники).
  • Часто советуют отмечать в процессе чтения интересные места книги маркером. Но еще лучше не останавливаться на полпути и писать комментарии на полях, вступая в воображаемый диалог с автором — например, формулировать идею своими словами, задавать вопросы, выражать согласие или наоборот протестовать.
  • Чтобы разобраться в сложном для понимания отрывке, вы можете задать в отношении него два уточняющих вопроса — «Что говорит автор?» (запишите главную идею отрывка своими словами) и «Что делает автор?» (опишите задачу, которую решает автор этим отрывком — например, «автор приводит доказательства своего главного аргумента»).
  • В процессе чтения (например, после каждой главы) задавайте себе вопросы: «Как и где я могу применить то, что сейчас узнал?», «Есть ли аналогии между тем, что я читаю, и моими нынешними задачами?» , «Какие идеи книги я могу использовать?». Записывайте найденные идеи.

У проактивного чтения есть англоязычная аббревиатура, помогающая запомнить последовательность шагов, — SATCHL: See — Ask — Try — Choose — Listen. (Satchel по-английски — сумка для книг.)

Почему это работает?

Мы читаем, чтобы понимать и таким образом расти. Когда мы понимаем текст, мы чувствуем интерес и удовольствие, а возникающие в процессе новые идеи, которые мы можем применить в собственной жизни, делают чтение еще более интересным и вдохновляющим. Когда мы не понимаем написанного в книге, нам становится скучно и мы теряем интерес к ней, даже если она относится к разряду must read. Это как огонь: пока он не загорелся, тепла не будет, сколько ни старайся. Поэтому нужно инвестировать время не только в само чтение, но и в то, как мы читаем, — в освоение наиболее эффективных стратегий и стилей чтения. Количество потребляемой нами сегодня информации столь велико, что даже небольшое улучшение в эффективности чтения дает существенный выигрыш.

История

В свое время я уже писал про SQ3R — популярную технику чтения, разработанную еще в 1946 году. В ней мне не хватало двух шагов, которые я считаю существенными — это пробное чтения и выбор стиля чтения (что и понятно, поскольку ускоренное чтение появилось позже). У Тони Бьюзена, автора майндмэппинга, тоже есть своя техника чтения — BOST. Однако Бьюзен предлагает не инструкцию, а набор различных вариантов действий, мне же хотелось иметь что-то простое, надежное и универсальное, как швейцарский нож. Знакомился я и фоточтением Шелли, но пришел к выводу, что хотя в его книге много интересных и полезных вещей, сама идея о будто бы открывающемся при фоточтении «канале передачи информации прямо в мозг» не слишком-то похожа на правду. Остальные техники показались мне или слишком сложными, или самоочевидными.

Комментировать

Добавить комментарий