Случайный стимул

pic

Случайный стимул — широко известная техника генерации идей, суть которой в построении связей между заданной темой и произвольным объектом (стимулом). Поначалу она кажется слишком простой, даже примитивной, однако это ощущение обманчиво. С практикой этот инструмент оказывается намного глубже, удобнее и эффективнее, чем выглядит на первый взгляд.

В качестве стимула может выступить все, что угодно — например, случайно выбранное слово из словаря или вещь из вашего окружения. Неправильных стимулов не существует. Однако если вы — в самом начале освоения этой техники, выберите любое число от 1 до 100 и воспользуйтесь списком случайных стимулов.

Инструкция

  1. Четко сформулируйте задачу.
  2. Выберите слово-стимул и напишите его рядом с задачей. Часто бывает полезным выписать под стимулом в столбик его свойства или отличительные черты, однако если их окажется мало, дополните их другими ассоциациями.
  3. Удерживайте в сознании задачу и стимул, стараясь применить к задаче свойство стимула. Через некоторое время в вашем сознании начнут возникать связи между стимулом и решением, из которых могут родиться идеи. Фиксируйте их, не углубляясь в подробное описание или оценку, и двигайтесь к следующему свойству.
  4. После перерыва посмотрите на получившийся список свежим взглядом, выберите наиболее перспективные идеи и доработайте их.

Правила работы со случайным стимулом

  • Нельзя менять выбранный стимул — например, листать словарь в поиске более подходящих слов — даже если вам кажется, что он неудачен. Как уже было сказано, неправильных стимулов не существует. Листая словарь, мы на самом деле уходим от поиска новых решений — мы пытаемся найти что-то соответствующее нашим обычным представлениям, тогда как задачей является выйти за их пределы.
  • На работу со стимулом отводится короткое время (3—5 минут). При определенной практике этого достаточно, чтобы сгенерировать около десятка идей.
  • Если работа окончилась неудачей, не повторяйте попытку до следующего дня — лучше попробуйте другой инструмент.

Обычно в этой технике работают с написанными словами. Но если хотите встряхнуться и найти новые неожиданные идеи, попробуйте использовать вместо бумаги собственное тело. Для этого изобразите стимул при помощи тела, а затем начинайте двигаться и смотрите, какие фигуры возникают в движении, используя каждую из них как новую подсказку.

Комментарии

Одно из существенных условий успеха здесь (как и в большинстве других методов создания идей) — это хорошо сформулированная задача. Какая именно идея вам нужна? Например, если вы хотите создать идею блога, — имеется ли в виду в первую очередь идея главной темы блога, его названия, оформления, содержания, идеи отдельных статей или еще что-то? Чем конкретнее формулировка, тем интереснее и полезнее полученные идеи.

Наша цель при создании идей не в том, чтобы создать что-то еще невиданное, из ряда вон выходящее, а в том, чтобы успешно решить свою конкретную задачу. Например, снова обратившись к нашему примеру — задаче создать хороший блог, мы увидим, что хороший блог — это не только интересный, но и понятный блог, в то время как все невиданное хоть и интересно, но как правило малопонятно. Чем четче и конкретнее задача, тем лучше будет результат, и наоборот, с одним дополнением: если задача большая, не нужно ждать от случайного стимула готовых решений — скорее всего это будут сырые идеи, требующие доработки.

Не обязательно быть «честным» — использовать стимул буквально, напрямую, или строить только непосредственно вытекающие из него связи. Часто интересные решения получаются, когда удается перейти от буквального понимания стимула к более абстрактным связям.

И еще один момент, на котором часто спотыкаются в начале освоения техники случайного стимула. Не берите в качестве учебной задачи нейминг (придумывание названия) — эта задача слишком сложна для начала.

Случайный стимул — это высокопродуктивная техника генерации идей и один из ключевых инструментов для понимания механизмов работы креативного мышления. Однако для того, чтобы его освоить, нужна достаточная практика. Практикуя случайный стимул на своих насущных задачах, вы увидите, что с каждым разом у вас получается все лучше и лучше.

История

История случайного стимула уходит в глубокое прошлое, к древним системам интерпретации знаков (например таким, как греческие оракулы). Довольно подробное описание современной версии этого метода есть у Эдварда де Боно в книге «Lateral Thinking», более популяризованное — у Майкла Микалко в книге Thinkertoys.

Комментировать (уже 2)

  • Очередной полезный толчок от кажущейся несерьёзной книжки Keri Smith «The pocket scavenger». Задумался, как попросить людей что-нибудь написать своим почерком. На ходу придумал, попросить написать три любых слова: существительное, глагол, прилагательное. Удивился, как сильно некоторые задумывались :)

    Вспомнил про любимый метод поиска идей — «случайный стимул». Ведь эти три слова могут быть хорошими провокаторами для поиска свежих идей. Важно лишь сформулировать задачу, описать ситуацию, которую хотелось бы прояснить.

  • […]На моём столе и вокруг него постоянно лежат книги. Я одновременно читаю по две-три. Некоторыми пользуюсь постоянно, заглядывая на отмеченные страницы. Часто книги служат для меня источником случайного сигнала. Зачем нужен случайный сигнал? «Случайный стимул — широко известная техника генерации идей, суть которой в построении связей между заданной темой и произвольным объектом (стимулом)». Подробности рекомендую почитать в блоге Виталия Колесника.

Добавить комментарий