До и после: техника создания качественных текстов

pic

«До и после» — техника, позволяющая на порядок улучшить уже существующий текст. Она неоценима, когда качество текста играет для вас первостепенную роль (вы готовите выступление, пишете письмо работодателю или деловому партнеру, программный пост в блоге, статью, книгу), а также очень полезна для развития навыков работы с письменным текстом, которые сегодня нужны абсолютно каждому.

Суть техники в том, чтобы на время перейти от написания текста к его описанию и благодаря этой работе сделать текст понятнее для читателя, убрать лишнее и ярче высветить главное. Не меняя существа текста, техника глубоко меняет его форму. Этот процесс сам по себе приносит большое удовольствие, а результат по-настоящему впечатляет.

Несмотря на свой опыт работы с текстом (ведение блогов, журналистика и собственные литературные опыты, некоторые из которых вы можете найти на этом сайте), каждый раз, когда я пользуюсь этой техникой, меня удивляет, сколько она открывает возможностей для улучшения уже, казалось бы, неплохо написанного текста. Хотя эта работа требует дополнительного времени, игра стоит свеч — ведь в наше время content is the king. Сегодня каждый, кто хочет чего-то добиться в жизни, должен или сам стать писателем, журналистом, копирайтером, коммуникатором, мастером эпистолярного жанра, афористом и так далее, или всю жизнь платить тем, кому это удается.

Итак, перехожу к инструкции. Сразу хочу предложить вам не ограничиваться мыслью «когда-нибудь обязательно попробую», а сделать это прямо сейчас или хотя бы запланировать эту работу на ближайший свободный интервал времени. Это принесет вам конкретную пользу в виде улучшенного текста и практический опыт применения этой техники, который много раз окупится в дальнейшем.

  1. Первый шаг — описать текст как целое. Не перечитывая свой текст, ответьте в 1—2 предложениях (здесь и далее — обязательно письменно) на следующие три вопроса:
    • О чем этот текст?
    • Какие мысли и чувства, по вашему мнению, должны возникнуть у читателей после прочтения этого текста?
    • Зачем вы написали этот текст, какие задачи он должен выполнить?

  2. Второй шаг помогает понять, что конкретно нужно улучшить. Разбейте текст на смысловые блоки (чаще всего это абзацы) и ответьте для каждого блока на следующие вопросы:
    • О чем говорится в этом блоке? (Фокусируйтесь на содержании).
    • Что, как вы предполагаете, читатель должен думать или чувствовать в этот момент? (Фокусируйтесь на аудитории).
    • Для чего служит этот блок, каково его место в структуре всего текста? (Фокусируйтесь на роли фрагмента в целом тексте).
    • Что может помочь читателю лучше понять смысл сказанного? (Примеры, истории, иллюстрации?)
    • Что нужно изменить в этом блоке? Здесь запишите идеи, которые возникнут у вас в ходе ответов на предыдущие вопросы. Не спешите вносить эти изменения, чтобы не возникло путаницы, — вы сделаете это в свое время.

  3. После того, как вы проделали большую работу по переосмыслению текста, пора четко сформулировать главное. Сделайте хороший перерыв (минимум 20 минут), после чего вернитесь к тексту как к целому, посмотрите на него свежим взглядом и ответьте на следующие вопросы:
    • О чем этот текст на самом деле? Каков его главный фокус?
    • Чего сейчас не хватает в тексте для того, чтобы он выполнял свои задачи?
    • Что в тексте лишнее, не ведет в задуманном направлении, отвлекает от главного?
    • Что должны знать читатели, чтобы понять то, что вы хотите сказать?

  4. Теперь, когда вы хорошо понимаете, что именно нужно улучшить, как в целом, так и в деталях, пришло время внести в текст эти изменения. Просмотрите свои выводы по тексту как целому (пункт 3) и его частям (пункт 2) и доработайте текст в соответствии с этим.

  5. И наконец, последние косметические правки. Это завершающий этап работы (а не ее основное содержание, как это часто бывает). Проверьте каждый блок на типичные ошибки:
    • Найдите источники всей информации, в которой вы не уверены на сто процентов. Избавьтесь от неподтвержденных ссылок, таких как «по результатам исследований», «считается» и т.д.
    • Уберите повторы, клише, неясности и слова, создающие ощущение неуверенности («как бы», «попробовать», «наверно», «кто-нибудь» и т.д.).
    • Раскройте выражения, перегруженные смыслом — например, «Я интересуюсь литературой» замените на «Я люблю читать — книги помогают мне находить новые идеи для изменения своей жизни».
    • Замените пассивные формы речи на активные (например: «рама мылась мамой» — на «мама мыла раму»), а существительные — на глаголы там, где речь идет о действии (например, «произошла кража кораллов Кларой» — на «Клара украла кораллы»).

Разумеется, эта последовательность шагов — лишь одна из вариаций возможного. Освоив технику, вы можете затем доработать ее под свои задачи и свой литературный стиль — например, добавить в список вопросов свои типичные ошибки или убрать из него те вопросы, по которым у вас не возникает проблем.

И еще одно дополнение. В свое время еще Аристотель выделил три главных измерения хорошего оратора — logos, pathos и ethos, то есть разум, страсть и характер. В идеале в хорошем тексте должны присутствовать все эти три измерения. (Для того, чтобы понять, так ли это, можно раскрасить текст разными цветами и посмотреть, каково их соотношение). Если с парой «разум — страсть» (логика — чувства, рациональное — эмоциональное) все ясно, то слово ethos стоило бы расшифровать подробнее. По Аристотелю он складывается из трех частей — это жизненный опыт автора, его личные качества и его компетентность в том вопросе, о котором он говорит. Включая в текст эти составляющие, вы поможете аудитории лучше узнать вас и как результат — лучше понять ваш текст.

Практические советы

  • Удобно вести работу в виде таблицы, где в одной колонке — блоки текста, а во второй — место для ответов. Разбивка текста на блоки помогает не забывать обо всех аспектах, по которым идет доработка текста — вместо того, чтобы каждый раз перечитывать весь текст целиком, вы делаете эту работу небольшими частями, благодаря чему лучше концентрируетесь и глубже проникаете в суть. Вот как это может выглядеть:
  • Закончив со вторым пунктом инструкции, можно убрать все вопросы и ответы, кроме последнего («Что нужно изменить в этом блоке») — вот так:
  • Заголовок текста можно включить в таблицу последней строкой — его обычно проще придумать в конце работы.
  • Если вы хотите сделать текст еще лучше, прочтите его вслух или запишите на диктофон и прослушайте. Обращайте внимание на приливы и отливы энергии в своем голосе — часто они указывают на сильные и слабые места текста.
  • Если вы пишете текст, от которого многое зависит в вашей жизни, обязательно попросите нескольких людей прочесть его.

Отправной точкой для разработки «До и после» послужила одна из разновидностей техники Питера Элбоу «Says and Does». В своей модификации я сместил акцент на самостоятельную работу без обратной связи других людей, которая была центральной частью исходной техники — современный ритм жизни редко позволяет рассчитывать на чью-то помощь в таких вопросах.

Питер Элбоу, о котором я уже не раз упоминал в этом блоге и подходу которого будет посвящен отдельный мастер-класс на нашей зимней программе Panorama Team, — заслуженный профессор английского языка в университете Массачусетса, автор замечательных книг по литературным навыкам, в числе которых знаменитая Writing With Power, один из авторов и пропагандистов фрирайтинга.

Пробуйте и делитесь результатами!

P.S. Как многие уже догадались, я использовал «До и после» для написания этой статьи. Вот для сравнения ее исходный вариант.

Комментировать (уже 14)

  • Виталий, спасибо, обязательно применю на посте в блог, который вот уже второй месяц пишу! Однако, твой текст после стал заметно длиннее, в наше время это скорее минус, чем плюс :) Впрочем, хотя я пока ещё не сравнил обе версии, но уверен, что эта — лучше.

  • Мир как текст, жизнь как саморазворачивающийся текст. Первое, что пришло в голову после прочтения этого поста. Я примерно таким же образом анализирую прожитый день. Вопросы очень похожи. Только править приходится уже день наступающий.

    Виталий, спасибо, как всегда интересно и актуально. P.S. Привет пацанам :)

  • Алтынбек:

    Этот вариант лучше))).

  • Текст как самопрезентация; стиль как выражение своей индивидуальной точки соприкосновения с миром. В качественном тексте проявлена личность автора. Словесные формы транслируют смысловые сгустки заряженные психичекой энергией и даже целые текстовизии, подобно проживанию настоящего экзистенциального опыта, только закодированного посредством знаков и символов. Вот такие мысли вызвало прочтение статьи.

    В этой связи интересен был бы своеобразный литературный конкурс, в котором участникам предлагалось бы поэксперементировать с различными литературными форматами и инструментами.

  • Глеб: да, текст стал длинее, но в пределах разумного :)

    Армен, это интересная тема, я давно заметил, что техники работы с текстом очень хорошо применимы к работе над собой и личному развитию. Видимо потому, что текст — это тоже что-то живое.

  • Роман, было бы здорово, я только не уверен, что найдется много желающих. Не у всех есть время и 25 слов написать (я имею в виду катена-конкурс).

  • Виталий, спасибо за текст.

    Три-четыре месяца назад интуитивно начала делать шаг №1 ПЕРЕД написанием текста. Мне это здорово помогает сфокусироваться, не растекаться мыслью по древу и даже более эффективно собирать материалы для публикации.

    Кроме этих вопросов стараюсь всегда формулировать еще и управляющую идею текста — одно короткое, понятное предложение, которое выражает основную идею текста, его основной посыл.

  • Ольга, спасибо), про первый шаг — действительно это может иметь смысл и перед написанием текста. Но часто бывает, что текст говорит не то, о чем изначально был задуман, и иногда это хорошо, надо только осознать это и помочь себе точнее выразить то, что на самом деле хотел сказать.

  • […] До и после: техника создания качественных текстов. Эту статью советую почитать всем. Уникальная техника написания текстов (сама еще не пробовала, но в ближайшее время обязательно поэкспериментирую). […]

  • […] данного текста я использовал метод написания текстов «до и после», предложенный Виталием […]

  • Наталия:

    Клево!!… надо намотать на ус), а то вечный хаос мыслей в моей голове…)

  • […] Блиц-вопросы — простой способ написать достойный текст, не тратя на это слишком много времени. Он применим, когда результат должен быть на хорошем уровне и при этом вы ограничены по времени. (На случай, когда результат критически важен и времени много, есть другая техника). […]

  • […] Материал Колесника, на котором я перерабатывала прошлогодний материал […]

  • Я ещё использовал метод переноса текста из обычной тетради в текстовый документ, а затем в Word, таким образом редактируя текст при каждом переносе, но это скорее будет актуально при написании книги или большого текста, чем для небольшой статьи. Спасибо за полезный пост.

Добавить комментарий для Алтынбек Отменить ответ