Gmail и Facebook — новые информационные монополии (и что с этим делать)

pic

Gmail и Facebook существенно изменились за прошедшие годы — из новаторов, облегчающих пользователям жизнь, они стали сильнейшими информационными фильтрами. Взяв на себя поначалу полезную роль защитников от информационного мусора, со временем они пошли дальше и присвоили себе право определять потенциальную ценность поступающей информации для пользователя безотносительно к ее содержанию и по собственным критериям решать, какую информацию донести до пользователя, а какую сделать малодоступной. Пользователи поставлены перед выбором — или есть то, что дают, или искать выход.

Gmail

В интерфейсе почты Gmail, которой удалось победить спам и эти заслужить доверие пользователей, перелом произошел с внедрением Tabs — дополнительных закладок, куда стали по умолчанию поступать все сообщения из рассылок, форумов, социальных сетей, а также мейлы от компаний, заподозренных в маркетинге. Не играет никакой роли, что все эти мейлы по-прежнему находятся от пользователя в расстоянии одного клика или что эти настройки можно поменять, — инерция человеческого поведения в интернете слишком велика.

Под раздачу попали все, кто не ведет личную переписку, независимо от степени заинтересованности конкретного пользователя получать те или иные сообщения. Дополнительные закладки — это общий мусорный ящик, куда не хочется лезть. А альтернативных способов получения информации Google пока создать не удалось — ни Wave, ни Inbox, ни Google Plus так и не набрали оборотов.

Не секрет, что долгие годы, в особенности до появления фейсбука, электронная почта была для компаний и брендов единственным надежным способом достучаться до пользователя. У этой игры были свои правила, своя этика и свои границы, которые безусловно многие переходили, но с появлением закладок эти правила просто перестали работать. Пока что закладок нет в мобильной версии почты, но не сомневаюсь, что в том или ином виде этот фильтр появится и там. Зато контекстная реклама Google несомненно выиграет — бюджеты перераспределятся от условного MailChimp к Google AdWords.

Facebook

Изменения в алгоритме Facebook происходили постепенно по мере неизбежного нарастания общего количества сообщений, которые пользователь мог просмотреть в течение одного дня, и увеличения доли рекламы в этом потоке. Первым шагом было появление страниц, представляющих коммерческие интересы, — персональные взаимодействия остались только для профилей. Потом доступ страниц к ленте пользователя был ограничен и сейчас их владельцы поставлены перед безрадостным выбором — платить фейсбуку дань за этот доступ посредством заказной рекламы или кануть в забвение.

И еще одна деталь. Фактически фейсбук съел блоги (и заодно RSS) — сначала он стал посредником между их авторами и читателями, а потом и вовсе втянул в себя практически весь новый контент (сейчас стало трендом публиковать на фейсбуке длинные посты, поскольку по статистике они более читаемы, чем статьи по ссылкам из коротких анонсов). Свобода эры форумов блогов осталась в далеком прошлом. То есть говорить-то по-прежнему можно, просто никто уже не услышит.

Но и это еще не все. Фейсбук уравнял в правах всех авторов контента в роли пользователей, объединив их по принципу знакомства, а не интереса, как это было раньше, в эпоху форумов и блогов. Таким образом находить контент, интересный с точки зрения личного и профессионального развития, стало намного сложнее. Друзья прекрасны, но за редкими исключениями развиваются в другой области… и любят котиков. Конечно, есть фейсбук группы, но по многим причинам этот функционал не особенно удобен.

Итоги

Фактически и Gmail, и Facebook сделали одно и то же — постепенно присвоили себе право распоряжаться вниманием пользователя. Поэтому мы видим только то, что уже видели, читаем тех, кого уже читаем, в общем, находимся в комфотном, но иллюзорном пузыре своих предпочтений, — а тем временем планка входа для новой информации оказывается все более высокой. Пользователи оказались в ситуации, когда получение той информации, которую они хотели бы видеть, требует дополнительных действий (на самом деле это было так всегда, но комфорт, созданный большими игроками, позволил нам на время об этом забыть). Ну и конечно лично я задумался об альтернативных источниках информации. Мир, созданный новыми информационными монополистами, удобен и красив, но ему не хватает энергии и правды.

До 2010-х годов трендом была централизация и облакофикация всего. Удобно, когда у всех твоих друзей та же социальная сеть и тот же набор сервисов Google. Однако недостатки такой системы для меня начинают перевешивать преимущества. Сейчас есть потребность в обратном — децентрализации, p2p взаимодействии. Наверно the next big thing станет сервис, который вернет пользователям контроль над добываемой информацией и возможность эффективно группироваться по интересам.

Из практических шагов — пока что поменял свои настройки Gmail и Facebook (если вы хотите читать меня там, то вот как это сделать) и подписался на несколько каналов в Telegram, который еще не успел стать информационным монополистом.

А как вы решаете проблему нехватки нужной информации посреди информационного изобилия?

Комментировать (уже 3)

  • Виталий, спасибо за статью. Приятно видеть каждого нового заметившего тот пузырь собственных прежних предпочтений. Дальнейшие слова в форме рекомендации, но это не так — всего лишь мой опыт, а у каждого свой путь.

    Прежде всего, заметив этот пузырь, нужно прекратить использовать почтовые сервисы и социальные сети в качестве источника новой информации. Из почты нужно выкинуть все подписки от сервисов. Оставить только непосредственное общение с людьми, финансовые уведомления (счета за ЖКХ, квитанции об оплате чего-либо и прочие необходимости, которых не так то много), чисто профессиональные уведомления (например, у разработчиков — активности в ишья-треккерах на гитхабе, и подобное этому), ну и некоторые очень редкие рассылки вроде уведомлений о смене каких-нибудь политик конфиденциальности (нормальные сервисы предоставляют возможность вырубить всякую муть, и оставить в подписке только такие важные моменты). От всего остального — нещадно отписываться (парочку самых важных можно и в rss добавить, важно даже их отделить от почты). В этой чистке лично я, наверно, не смог бы справить без Inbox. В самом Gmail действительно можно только тонуть в неразберихе потоков всякой всячины, и никакие вкладки не помогали. От соцсетей вообще нужно отказываться, но не всегда это возможно (мне недавно пришлось вернуться в ВК, надеюсь в Facebook никогда не придётся). Но если в какой-то из них приходится присутствовать, то нужно тоже очищать ленты, стены, что у вас там. Тоже безжалостно. И пользоваться соцсетью не для чтения, а наоборот только для постинга, и постить только в конце дня собранные где-то в заметках мысли (к концу дня вдруг понимаешь, что 80−90% не достойны постинга). Открывать соцсеть только тогда, вечером. И читать муть из ленты и даже просто бегло просматривать её нет времени, так как ещё и RSS ждёт, а там совокупно информации меньше, но она гораздо полезнее (правда для этого RSS тоже нужно чистить периодически). Параллельно с этой чисткой сразу же начинать использовать в качестве единственного сиюминутного источника информации только поисковик. Но не любой! Сейчас все поисковики засовывают нас в тот же пузырь прошлых предпочтений. Все, кроме одного — duckduckgo.com. Только он сейчас не следит за пользователями, не запоминает их прошлые поисковые запросы и не делает на их основе наши слепки виртуальные.

    Это всё довольно сложно. Требует решимости от многого отказаться, и потом при использовании беспристрастного поисковика нужно более тщательно формулировать поисковый запрос, чтобы добиться нужного результата, ведь мы уже привыкли, что поисковый робот больше половины за нас «додумывает», привыкли к этому комфорту пузыря из наших же прежних поисковых запросов. Но чем дальше в этих лишениях продвигаешься, тем больше понимаешь, какую свободу в замен получаешь на самом деле ничего действительно важного не теряя.

  • […] А между тем новая экономика в лице Google, Facebook и прочих монстров уже давно стала не новой и лично у меня перестала вызывать восторг. […]

Добавить комментарий